«Великолепный век». Перерождение Хюррем: Мерьем Узерли или Вахиде Гердюм?

«Великолепный век». Перерождение Хюррем: Мерьем Узерли или Вахиде Гердюм?

«Великолепный век». Перерождение Хюррем: Мерьем Узерли или Вахиде Гердюм?

Многие зрители исторической саги «Великолепный век» были потрясены уходом из сериала их любимицы – Мерьем Узерли, исполняющей роль жены султана и матери его детей. Заменившая ее в четвертом сезоне, актриса Вахиде Гердюм вначале была воспринята публикой не просто прохладно, но порой даже враждебно. 

Конечно, замена центральной героини не могла пройти незаметно, но почему в среде поклонников «Великолепного века» это вызвало такой сильный резонанс? По признанию многих зрителей, после ухода Узерли они просто не смогли смотреть любимый сериал. Неужели причина этого протеста – обычная привычка? 

Видео по теме

Молодость и старость

Наблюдая за трудностями жизни в гареме любимицы султана, мы невольно начинаем сопереживать ей. Ей удается проникнуть в наше сердце и крепко обосноваться в нем, так же как в сердце Сулеймана. Многие из нас хотели бы быть похожими на решительную, умную, страстную и бескомпромиссную крымскую красавицу, способную добиваться поставленных целей любыми путями – сыгранной Мерьем. А вот примерять на себя образ израненной судьбой, вечно озабоченной и удрученной Хюррем – сыгранной Вахиде – никому не хочется.

Конечно, годы никого не красят. Новая Хюррем – это уже не юная султанша с безмятежным нравом и заливистым смехом. Неприятие новой героини отчасти можно объяснить нашим сопротивлением неминуемому наступлению старости. Возможно, отказ от продолжения просмотра сериала – это бойкот возрасту. Нам хочется, чтобы шоу продолжалось, чтобы взгляд Хюррем всегда оставался горящим, а любовь султана никогда не теряла своей свежести.

Язык тела

Профессиональные актеры учатся умению управлять своим телом и контролировать те сигналы, которые они невербально посылают зрителю. Можно заметить, как хорошо овладел языком тела Арас Булут Ийнемли – исполнитель роли одного из сыновей султана Баязида. Он с поразительной точностью повторяет мимику и едва уловимые жесты своего отца. Это настраивает зрителя неосознанно видеть в нем более достойного преемника османской династии. В его походке, осанке, взгляде просвечивает царственный образ отца в его лучших проявлениях.

Наше тело всегда посылает сигналы, которые не могут контролироваться сознанием. Эти сигналы отражают глубинную сущность человека и составляют основу его характера, которую зачастую даже нельзя описать словами. Разница темпераментов Узерли и Гердюм слишком очевидна, и «двойные сигналы», которые мы интуитивно считываем с этих образов, невозможно компенсировать одинаковым цветом волос и общими речевыми оборотами. Конечно, перерожденная Хюррем должна была измениться и внешне, ведь она вернулась во дворец после нескольких лет непрерывных пыток. Однако вместе с ее веселостью и верой в людей, которых она лишилась после похищения, исчезли и те качества, которые не могут пропасть даже после таких жизненных потрясений.

Огонь и земля

Характеристики человека можно сравнить с разными проявлениями естественных стихий природы. Стихия Хюррем – это, конечно, огонь. Сама героиня не раз сравнивала себя с пламенем, которое является источником ее чувств, мыслей и поступков. Конечно, это условность, но если принять ее и взглянуть на персонажей «Великолепного века» через ее призму, то без труда можно разглядеть в каждом из них что-то похожее. Например, мягкость, уступчивость, текучесть характера Хатидже напоминают воду. Игривость, порывистость, умение быстро развеивать болезненные состояния другой сестры султана Фатьмы позволяют назвать ее душу ветром. Стабильность, устойчивость, всепрощение, свойственные матери Сулеймана, сходны с качествами земли.

Если сравним Вахиде и Мерьем и попробуем расшифровать их типажи языком «геопсихологии», то, скорее всего, образ «огненной» Хюррем, который так органичен для Узерли, не пройдет испытаний на прочность, сделавших Хюррем такой, какой ее сыграла Гердюм. Раньше султанша была пламенем, разжигающим страсть в душе любимого, согревающим близких и испепеляющим врагов. Теперь она стала, скорее, матерью-землей, в которой могут найти опору и утешение те, кто остался рядом. Но она не способна больше сама «прожигать» свою дорогу. В фигуре Хюррем появился вес. Актриса произносит те же слова, что и ее предшественница – «Я Хюррем! Как бы вы меня не сгибали, я выпрямлю спину», но мы больше не верим ей. Эти слова звучат так, будто она повторяет их по инерции, пытаясь подбодрить саму себя. Иногда она даже выглядит жалко на фоне своей же ставленницы Нурбану, в которой есть пылкость, сделавшая когда-то саму Хюррем женой падишаха.

Страсть и расчет

В образе, который мы полюбили в Узерли, сочетались эмоции и дальновидность. Именно это делало ее уникальной и выделало на фоне других наложниц из гарема Сулеймана. Даже отдавая свою единственную дочь замуж по расчету за нелюбимого, султанша в качестве главной причины своего решения все же выделяла чувственную сторону – ее сердце болело за Михримах. Позднее невыносимая необходимость сделать выбор между своими сыновьями, заставила новую Хюррем огрубеть, чтобы не чувствовать боли. Возраст отнял у героини азарт, который уступил место холодной рассудительности. Была ли это задумка авторов, или Вахиде не сумела передать эти противоречивые аспекты характера – трудно сказать. Однако это внесло свою лепту в зрительскую антипатию к новой Хюррем.

Мы симпатизируем человеку не только исходя из его внешности, слов и поступков. Гораздо важнее, что мы сами чувствуем, попадая в его поле. Важна атмосфера, которая рождается, когда общаемся. Очаровавшись Мерьем Узерли, не каждый зритель смог шагнуть дальше и присмотреться к Вахиде. Далеко не все оказались способны освоиться в новой атмосфере, воцарившейся в османском дворце с появлением перерожденной Хюррем. Продолжать ли наблюдать за историей развития «Великолепного века» или оскорбиться решением его авторов – каждый решил для себя сам. Однако и в нашу жизнь люди приходят и уходят из нее. И, возможно, стоит задуматься, о чем может рассказать нежелание отпускать то, что должно остаться в прошлом.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню