Православие против сновидений или за?

Православие против сновидений или за?

Православие против сновидений или за?
Большинство современных православных священников подтвердят устоявшееся мнение: православие не допускает доверия к снам. Однако это правило – своеобразная техника безопасности.

Православие против сновидений или за?

Болгарская ясновидящая Ванга считала сны хорошим способом узнать, чем живет душа человека. Возможно ли с их помощью понять себя и не приведет ли эта заинтересованность к плохим последствиям? 

Известно, что едва ли не треть православных икон была найдена благодаря сновидениям. И биография практически каждого святого свидетельствует в их пользу. В православной литературе, начиная с Книги Бытия и Откровения Иоанна Богослова и заканчивая современными авторами, сновидения выступают посредником между Богом и человеком.

Сон – связь миров

Известный религиозный философ Павел Флореский считал, что сновидение связывает два Мира: «Сновидение… насквозь… символично. Оно насыщено смыслом иного мира, оно – почти чистый смысл иного мира, незримый, невещественный, непреходящий, хотя и являемый видимо и как бы вещественно… Сновидение есть знаменование перехода из одной сферы в другую и символ. Чего? Из горнего – символ дольнего, из дольнего – символ горнего. Сновидения способны возникать, когда одновременно видны оба берега жизни, хотя и с разной степенью ясности».

Множественные записи о сновидениях, иллюстрирующие это утверждение мы можем найти в книгах почитаемых священнослужителей прошлого века. Например, у митрополита Вениамина (Федченкова) или у архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), канонизированного в 2000 году. Важный момент: история христианства хранит сны не только отцов церкви, но и самых обычных, иногда далеко не праведных людей, иногда религиозных.

Сны, которым нельзя не поверить

Вещий сон святого Павла

Один из главных идеологов христианства и автор нескольких книг Нового завета первоверховный апостол Павел получил во сне указание Иисуса Христа направиться в Рим, проповедовать христианство. Вряд ли можно предположить, что Павел подумал: «Мы, христиане, не верим снам. Но я святой, мне можно это правило нарушить». Должно быть, он понимал высокое значение сна и не ведал о запрете на толкование. Повинуясь посылу сновидения, Павел отправился в город, где языческая вера была очень сильна, и погиб там – был обезглавлен. Так что же, апостол сделал ошибку, поверив указанию сна?

Несомненно, этому сну предшествовало размышление о том, куда держать путь, неся свою веру. На сознательном уровне Павел знал, что Рим, скорее всего, не готов принять его проповеди. Тем заманчивее была бы победа христианства в этом городе. Фанатичная вера и истовое желание неосознанно толкали его на опасный путь, вот откуда такой сон. Тем более, Павел понимал, что приняв смерть во имя Христа, он значительно укрепит позиции христианства в мире.

И жизнь это подтвердила. Можно сказать, что сон был вещим. Скорее всего, бессознательный посыл сновидения подкрепил сознательный расчет.

Вещий сон простой крестьянки

Глубоко почитаемая сегодня Матрона была четвертым ребенком в бедной крестьянской семье. Немолодым родителям, Дмитрию и Наталье Никоновым, в их беспросветной судьбе казалось непосильным поднять еще одного ребенка, и мать еще до рождения задумала сдать младенца в приют.

Но выполнить задуманное помешал странный сон. Неродившаяся дочь явилась матери во сне в виде сказочной белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая слетела к ней на правую руку, как в старинных книгах описывается нисхождение Духа Святого в виде белого голубя. Могла ли деревенская женщина не поверить сну, который говорил ей о том, что она носит под сердцем Богом избранного младенца? Потрясенная женщина поверила, и Матрона осталась в семье с братьями и сестрой, хотя и родилась слепой. В силу какой-то врожденной особенности глазные впадины были у нее плотно закрыты веками, которые не открывались.

Нет прибора, способного измерить степень веры

Священник, отвечающий на вопрос о снах, видит перед собой простого человека. У него не может быть уверенности в том, что вы правильно поймете свои сны. Вот потому-то, по мнению священника, лучше не придавать им значения. Есть реальная опасность: толкование в обывательском ключе может нанести непоправимый урон душе.

А как же многочисленные сны-указания из истории христианства?

Все дело в силе веры, как считает преподобный Серафим Саровский не всякий человек отличит сон, навеянный дьявольским искушением. Однажды у Старца Паисия Святогорца спросили, нужно ли верить снам и толковать их. Он ответил: «Брат, если ты достиг меры Иосифа, то тогда нужно. А если нет, то нет». Имеется в виду святой праведный Иосиф, сын праотца Иакова, которому Бог открыл будущее через пророческие сны. Это позиция почитаемых святых отцов – почти наших современников.

А за тысячу лет до них аналогичные мысли проповедовал преподобный Симеон Новый Богослов: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, то об них же суетится она в сновидениях. Если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями»…

В природе нет ничего лишнего

Так что же, не верить снам? Давайте вспомним крайне негативное высказывание о снах. Святитель Игнатий (Брянчанинов) разъясняет святоотеческие принципы отношения к снам: «…сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение…»

Подумать только! Если МИР и ЧЕЛОВЕК – творение Бога, то и система снообразования (снопередачи, сновосприятия) – тоже его работа. Стал бы Господь создавать бредни?  

Гораздо больше почтения к Творцу мы видим у других авторитетных представителей православия, которые признают сновидение естественной функцией организма и уважительно относятся к психологии. Священник Александр Ельчанинов: «Во сне, когда  гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся – тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал использовать такие сны для оценки своего душевного состояния: «Если хочешь себя узнать в точности, каков ты, какие у тебя недостатки, привычки, страсти, пороки – замечай свои сны…»

Значит, верить! Но чему?

Прежде, чем верить, надо точно уразуметь или почувствовать посыл сна. Сможете? Православие не против внимания ко снам. Но если это внимание опирается хотя бы на элементарные знания в этой области. Безграмотное толкование и следование этому толкованию – вот против чего предостерегает православие.

С 1 декабря смотрите на канале сериал о слепой провидице «Вангелия».

 

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню