Владимир Высоцкий: «Я знаю женщин»

Владимир Высоцкий: «Я знаю женщин»

Владимир Высоцкий: «Я знаю женщин»
1 декабря начинается прокат фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Владимир Высоцкий: «Я знаю женщин».
Премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» действительно долгожданная. И не столько потому, что изначально прокат картины был запланирован на лето, а на деле фильм выходит в первый день зимы. Прошло более тридцати лет со дня смерти Владимира Семеновича, и за это время не вышло ни одного кинокадра! По словам сына, Никиты Высоцкого, существовало как минимум пятнадцать сценарных заявок на художественный фильм о поэте, но ни один не был реализован. В основе фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» реальная история –  несколько дней гастролей в Бухаре, во время которых у Владимира Высоцкого случилась клиническая смерть. После этого он прожил только год.

Это фильм о Герое своего времени − ездил на «Мерседесе» небесного цвета, курил только заграничные сигареты, жил в безбожной стране напротив красивейшего здания католического костела, любил французскую кинозвезду.

«Высоцкий. Спасибо, что живой!»
Героини проекта «Бабье лето» на «Домашнем» Лариса Лужина и Светлана Светличная поделились своими воспоминаниями об общих фильмах,  работе с Владимиром Семеновичем на съемочной площадке, отношениях за ее пределами и ожиданиями от предстоящей премьеры.
_____________________________________________________________ 
ЛАРИСА ЛУЖИНА
актриса кино
Народная артистка РСФСР

С Володей Высоцким мы были знакомы до нашей совместной работы в «Вертикали». Точнее, с ним был близко знаком мой первый муж – Алексей (Алексей Чардынин, оператор – Ред.). Интересно, что дружба их началась с драки, не сильной, но драки. А потом они подружились. В общежитие ВГИКа, где мы тогда жили, часто приходили  Муслим Магомаев, Булат Окуджава. Бывал и Володя, но тогда он еще не исполнял собственных песен, а все больше приблатненные.

Спустя некоторое время меня пригласили сниматься в фильме «Вертикаль», где одну из ролей играл Высоцкий. Все, кто работал над этим фильмом: режиссеры, сценаристы, артисты – были очень молоды. Съемки проходили в походных условиях, мы носили неподъемное снаряжение, тяжелые ботинки. Была у нас такая шутка, что Станислав Говорухин нам кирпичи подкладывает в рюкзаки, для достоверности. Непростые условия съемок, восхождения в горы, несмотря на все это, после окончания работы мы не расходились часов до трех ночи: смеялись, пели песни, выпивали. Володя Высоцкий всегда был душой компании. Много пел. Мы переживали, чтобы он не сорвался. Не секрет, что у него были проблемы с алкоголем. Но у него тогда было много работы, кроме съемок в «Вертикали» он часто ездил на театральные репетиции в Москву. И совершенно не позволял себе спиртного.

Наверное, в наших посиделках его больше интересовало общение даже не со съемочной группой, а с нашими инструкторами – профессиональными альпинистами. Все, что они рассказывали: байки, истории о тяжелых восхождениях, о случаях, когда в горах погибают альпинисты, Володя пропускал все  через себя, а потом сочинял стихи. И хорошим этот фильм сделали именно его песни. Уверена, если бы их не было в картине, никто бы не вспоминал о «Вертикали». Горы, сюжет фильма, игра артистов, операторская и режиссерская работа – все это только иллюстрация к его песням.



После этой картины я больше не снималась с Высоцким. Говорухин предлагал мне роль  в «Белом взрыве», но мой муж стал ревновать к Володе и запретил играть с ним в одном фильме. При этом они с Высоцким были хорошие друзья и дружили практически до конца жизни Володи.

Спустя год после съемок в «Вертикали», Володя приехал к нам и спел «Она была в Париже». Он не сказал: «Лариска, это тебе», но и так всем было понятно, что песня обо мне. Потому что в ней было все то, что я ему рассказывала: Париж, Осло, фестивали. Кто-то может сказать, что это песня о Марине Влади. Но, во-первых, Володя не был тогда с ней знаком. И даже если бы пел ей заочно, то сказал бы «Она живет в Париже», а не «была». Мне сначала не понравились эти слова, я даже обиделась за них на Владимира. Потом я и забыла о песне. А когда Володи уже не стало, на праздновании юбилея картины «Вертикаль» кто-то заговорил об этой песне, и Станислав Говорухин сказал, что песня посвящена мне.

Много лет назад Высоцкий подарил мне свою пластинку с фотографией, где он, как мне кажется, похож на Жанна Габена, и я очень ею дорожила. А сейчас понимаю, что песня «Она жила в Париже» его бесценный подарок мне.

Что касается предстоящей премьеры фильма «Высоцкий, спасибо, что живой», то мне страшно смотреть эту картину. Страшно не потому, что боюсь разочароваться. Я уверена, что картина сделана крепко. Тем более, что сын актера Никита, принимал в ее создании непосредственное участие. Скорее это мистический страх, потому что Владимира давно уже нет с нами, и увидеть его на экране мне волнительно. Может это связано с тем, что экранный образ очень похож на Володю, которого я помню. Возможно, было бы лучше, чтобы сходство было минимальным.
_____________________________________________________________
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ
актриса кино
Заслуженная артистка РСФСР

Я не сразу узнала, кто такой был Владимир Высоцкий. Он  всегда был рядом, часто встречался с моим мужем, потом женился на моей однокурснице Люде Абрамовой (Людмила Абрамова, актриса, вторая жена В.С. Высоцкого, мать его сыновей Аркадия и Никиты – Ред.). А потом, когда Высоцкий появился на горизонте со своими песнями, мыслями, жизнью, мы с мужем смотрели все постановки Любимова с его участием. И для меня он в большей степени артист театра.

И очень удивилась, когда узнала, что он будет сниматься в фильме «Стряпуха», где я играла главную роль. Стало понятно, что у него масса неприятностей от того, что его никуда не берут. Эдик Кеосаян (режиссер фильма– Ред.) пригласил Высоцкого в картину, несмотря на сопротивление руководства «Мосфильма». Многие спрашивают, почему в фильме не было ни одной его песни, не использовали его поэтический дар, покрасили в рыжий цвет – так  это было сделано для того, чтоб он был менее узнаваем. Но он был благодарен и за эту роль. Да, он играл не Гамлета, но он был в окружении людей, которые его обожали, которым он мог на следующий день принести новую песню.



Спустя годы ситуация повторилась с точностью до наоборот. Станислав Говорухин пригласил меня сыграть эпизодическую роль в фильме «Место встречи изменить нельзя». Я с радостью согласились на эту съемку, потому что была несколько подзабыта, меня никуда не приглашали. Тут же вылетела в Одессу, и первой, кого увидела в съемочном павильоне, была Марина Влади – вокруг нее была какая-то такая радостная и торжественная атмосфера. Я тогда не знала, что Высоцкий был тяжело болен, но меня поражало то, сколько он работал. Он снимался практически в каждой сцене фильма, а иногда работал вместо режиссера, а после съемок летел в Москву, где вечером  играл Гамлета, а на следующее утро уже возвращался в Одессу.

При этом на съемочной площадке он был очень внимателен к каждому. Однажды, когда у гримерши был день рождение, он зашел в гримерную с цветами и конфетами. Девушка потеряла дар речи от удивления, что Владимир Высоцкий помнит о ее празднике.

Также внимателен он был и к нам, партнерам по кадру. Обсуждая нашу совместную сцену, он сказал Говорухину: «Знаешь, мне кажется, мы со Светкой пойдем на кухню, потому что я знаю женщин. Если беда или радость, они или едят, или моют, или убирают». И для меня тарелка в руках, которую в кадре вытирала полотенцем, была таким подспорьем! Ведь я давно не снималась и очень нервничала. А когда он сказал: «Я не буду обращаться к ней по имени отчеству, буду звать Надюша, потому что она понравилась Жиглову», и я поняла, как играть мою героиню. И уверена, что женщина, которую Жиглов ведет в конце фильма под руку, именно моя Надя. И я очень хотела сыграть в этой сцене с ним, но, к сожалению, не удалось.



Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» обязательно посмотрю. Мне кажется странным, что не названо имя артиста, играющего роль Владимира. В этих вопросах я очень суеверна. Например, никогда бы не согласилась хоронить сына в картине, как Нонна  Мордюкова. Так и здесь, меня пугает, что артист прожил жизнь другого, не сохранив даже собственного имени. Уверена, если бы Володю спросили об этом, он бы не согласился на такую жертву.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню