Знаменитые свадебные платья: королева Елизавета II

Знаменитые свадебные платья: королева Елизавета II

Знаменитые свадебные платья: королева Елизавета II
Эта свадьба могла бы быть очень пышной, ведь замуж выходила наследница британского престола, дочь короля Георга VI, будущая королева.

елизавета
Однако... это был 1947 год, когда мир только начинал понемногу оправляться после Второй мировой, и Англия не была исключением. Как писали в одном из журналов, «меню свадебных торжеств было скромным, а в аббатстве цветов, украшающих алтарь, было совсем немного; многие из числа приглашенных, которых было около двух с половиной тысяч, появились на церемонии в старых костюмах и шляпах, которые знавали лучшие времена».
И все-таки это была королевская свадьба, на которой попытались – как могли, возродить былое великолепие. Даже если пришлось делать скамеечки, на которых жениху и невесте предстояло в церкви преклонить колени, из ящиков из-под апельсинов, их просто прикрыли розовым атласом...

Платье невесты поручили Норману Хартнеллу, который был официальном кутюрье королевской семьи с 1938 года. Впервые его пригласили в Букингемский дворец в преддверии коронации Георга VI, тогда Хартнеллу предстояло создать наряды для фрейлин королевы. Говорят, что сам король Георг показал ему залу с портретами кисти Франца Винтерхальтера – художника, прославившегося в середине XIX века великолепными женскими портретами. Красавицы в роскошных платьях с пышными юбками по тогдашней моде стали для Хартнелла источником вдохновения – впрочем, он и позже черпал его в работах художников прошлого, от Ватто до Ренуара.

И когда в 1947 году принцесса Елизавета начала готовиться к свадьбе, Хартнелл снова обратился к живописи. В своей автобиографии он писал: «Я обходил лондонские музеи, вдохновляясь классической живописью, и, к счастью, нашел то, что нужно – девушка с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагусом, и крошечными бутонами белых роз. Я подумал, что всю это флору на современном платье можно воссоздать с помощью хрустальных бусин и жемчуга» (речь идет о платье Флоры на картине «Весна»).

В тяжелое послевоенное время не так легко было создать роскошное платье, пусть даже речь шла о принцессе. Елизавете выделили дополнительные сто карточек на одежду, поскольку в ходу все еще была карточная система – что ж, будущая королева, прежде всего, гражданка своей страны! Кроме того, для платья понадобилось более десяти тысяч жемчужин, а в Англии невозможно было найти столько жемчуга, так что его пришлось заказывать в США. Шелк заказали в Шотландии, и тут возникли слухи, что он из «вражеских шелковичных червей», то ли японских, то ли итальянских. Разразился довольно громкий скандал. К счастью, оказалось, что шелкопряды были китайскими... Возможно, тогда Хартнеллу пришлось пожалеть, что он не воспользовался, как предлагала бабушка Елизаветы, королева-мать Мария Текская, английским атласом. Но тот был слишком плотным и блестящим, а кутюрье видел будущее платье более нежным. Таким оно и получилось.

«Богато расшитое белое атласное платье переливалось при каждом движении. По ткани были разбросаны букеты из флердоранжа, жасмина и Белой розы Йорков. Они искусно соединялись с колосьями пшеницы, символом плодородия. Вышивка была из жемчуга и стразов». От плеч спускался почти четырехметровый шлейф из шелкового тюля, тоже покрытый вышивкой. Наряд невесты дополняла длинная вуаль и атласные босоножки на относительно высоких каблучках, застегивавшиеся серебряными пряжками, украшенными жемчугом.

Два месяца работы, двадцать пять швей, десять вышивальщиц... Платье шили в обстановке, что называется, величайшей секретности. Все сотрудники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации, а окна в ателье закрасили белой краской, да еще завесили плотным муслином. Ведь платье никто не должен был видеть до церемонии! Естественно, все умирали от любопытства, и журналисты пытались добиться своего путем подкупа – не самого кутюрье, конечно, он бы никогда на это не пошел, а его сотрудников. Однако, к счастью, это никому не удалось. Все, что увидел один из репортеров, это как из ателье за день до свадьбы выносили огромную коробку – ее отправляли во дворец.

Платья восьми подружек невесты тоже были хороши – правда, не за счет ткани, а за счет кроя и отделки. Эти наряды – прекрасный пример того, как за счет мастерства можно из скромных материалов создать нечто по-настоящему волшебное.

Юные леди, среди которых, в частности, была сестра Елизаветы, принцесса Маргарет Роуз, и их кузина, Александра Кентская использовали все свои карточки на одежду, чтобы достойно выглядеть. Их платья тоже шили в ателье Хартнелла, но, конечно, они были намного скромней. Для них использовали белый тюль, который отпускался без карточек; казалось бы, это достаточно скучно и просто, зато его вышили крошечными звездочками. Плотно облегавшие тело корсажи украсили мелкими складочками, плечи окутывал тот же тюль, отделанный по краям вышитыми белым бисером цветами, а у вырезов прикрепили большие атласные банты. Волосы украшали небольшие венки, сделанные из белых атласных лилий и розоватых «звездчатых» цветов камнеломки, дополненных отделкой из серебряного ламе. Словом, подружки невесты достойно подчеркивали ее собственную красоту и красоту наряда.

В день свадьбы принцесса Елизавета произвела фурор – платье, при всей красоте отделки, были довольно строгим по покрою, и очень подходило той, которой предстояло в будущем (как показало время, недолгом) занять трон. А при каждом движении невесты блестки на платье переливались, так что она буквально мерцала...

Прошли годы. Свадебное платье Ее Величества несколько раз выставлялось в музеях. Увы, время не щадит ничего и никого, и наряды, пусть даже королевские, не исключение. Под тяжестью вышивки ткань на юбке начала вытягиваться, юбка и рукава начали отрываться от корсажа, сама ткань истончилась... Специалистам пришлось немало потрудиться, чтобы сохранить платью достойный вид.

Но если подумать, все это не так и важно. В конце концов, его создавали не как музейный экспонат, а как наряд для счастливой невесты!

 

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню