Добавить
18+
Семья и дети

Не отстает ли малыш в развитии?

Каждый родитель волнуется за своего ребенка - правильно ли малыш растет, не отстает ли от сверстников? Для этого важно знать особенности психомоторного развития.

Все молодые родители беспокоятся, как развивается их малыш, не отстает ли от сверстников, и не пропускают ли они, взрослые, по незнанию важные вехи в его жизни. Здесь на помощь приходят многочисленные таблицы и календари развития ребенка, но важно уметь ориентироваться в приведенных в них возрастных нормах.

Виды норм

Говоря о нормах развития ребенка, необходимо понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – это среднеарифметический показатель, т.е. результаты наблюдения за несколькими тысячами здоровых детей суммируют и делят на общее число обследованных. Такая норма – только ориентир, так как достижения малыша индивидуальны и могут отличаться как в меньшую, так и в большую сторону. (Пример: В 1 год дети начинают ходить).

При вычислении динамической нормы используют те же данные, но в результате представляют не конкретное значение, а диапазон, при котором показатели конкретного ребенка все еще отвечают норме. (Пример: Дети начинает ходить в возврате от 9 до 15 месяцев).

Конечно, в идеале для каждого  малыша стоит определять должную норму, т.е. индивидуальную норму развития с учетом особенностей его организма и среднестатистической и динамической норм. Так, недоношенные дети нередко отстают в развитии на срок, который «не досидели» у мамы в животе, даже будучи вполне здоровыми. Но выяснить должную норму может только действительно хороший врач на основе комплексного обследования, поэтому родителям, самостоятельно отслеживающим состояние своего малыша, рекомендуют ориентироваться на динамическую норму - большинство здоровых детей в нее укладывается.

Не стоит волноваться, если показатели развития вашего крохи приближаются к верхней или нижней границе нормы. Отклонения в пределах динамической нормы совершенно нормальны, мало кто развивается четко по «среднестатистическому» графику.

Развитие ребенка

Для каждого возраста малыша определены нормы физического и психомоторного развития.

К физическому развитию, в первую очередь, относится прибавка в росте и весе. Крайне важно стабильное увеличение этих показателей, особенно, у грудного ребенка.  Ведь без физической «базы» он не сможет усваивать более сложные действия,  что грозит отставанием во всех остальных сферах.

Оценивают именно динамику увеличения роста и веса, а не абсолютные показатели, которые часто зависят от наследственности. По темпам прибавки можно судить, насколько хорошо младенец питается, хватает ли ему необходимых веществ для дальнейшего развития. Кроме пищи, для нормального роста малышу требуется качественный сон, уход, соответствующие возрасту физические нагрузки и, что немаловажно, благоприятная психологическая обстановка – он остро чувствует эмоции близких  и может хуже расти, если в доме «плохая погода».

В понятие психомоторного развития ребенка включают его нервно-психическое, т.е. интеллектуальное и эмоциональное развитие и моторное, т.е. развитие двигательных навыков. У младенцев эти две сферы тесно связаны, и задержка в одной из них почти неминуемо влечет за собой задержку другой. Но верно и обратное: а если интенсивно делать с грудничком, например, упражнения для тренировки мелкой моторики, то за прогрессом в управлении собственными ручками у малыша улучшится  память и речь.

Оценить психомоторное развитие несколько сложнее, чем физическое – нет таких четких показателей, как килограммы и сантиметры, зато есть определенный набор умений, отметок, которые малыш должен преодолеть и освоить. В целом, дети первого года жизни проходят одни и те же этапы в примерно одинаковом возрасте. Но чем старше становится ребенок, тем шире границы его динамической нормы.

При определении, соответствует ли психомоторное развитие малыша норме, оценивают функции слуха, зрения и других чувств, мышечный тонус и уровень владения собственным телом (держание головы, управление руками и ногами, сохранение равновесия). Также в положенное время младенцу предстоит научиться говорить, воспринимать чужую речь, самостоятельно мыслить и взаимодействовать с другими людьми. За это несут ответственность его родители и те, кто еще участвует в воспитании – ведь обучение так или иначе идет постоянно, малыш слышит речь взрослых и берет с них пример.

Что делать, если выявлено отставание в развитии

Если вы изучили таблицу развития ребенка и обнаружили, что показатели вашего ребенка не дотягивают до нижней границе нормы или проходят по ней, не спешите паниковать.  В первую очередь покажите ребенка врачу соответствующего профиля: неврологу, отоларингологу, ортопеду и т.п.,  чтобы тот определил, действительно ли есть задержка в развитии и ее степень, и сказал, какие меры необходимо предпринять. Часто оказывается, что с малышом почти все в порядке, и его состояние требует лишь незначительной коррекции с помощью специальных упражнений, процедур или медикаментов.

В большинстве случаев, если нет серьезных нарушений в организме, незначительное отставание можно преодолеть и без помощи лекарств, просто уделяя ребенку и занятиям с ним больше времени, акцентируя внимание на проблемных «зонах».

Полезные ссылки:

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1178
Таблицы прибавки в весе и росте у детей (нормативы ВОЗ)

http://ds1ishim.ru/content/vozrastnye-normy-razvitiya-rebenka-ot-0-do-7-let
Возрастные нормы развития ребенка от 0 до 7 лет (динамические)

http://deti.mail.ru/roditeljam/kalendary_razvitija_rebenka
Календарь развития ребенка от 0 до 12 лет

Новости партнеров Реклама

Комментарии

, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка