Добавить
18+
Семья и дети

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори более ста лет назад создала простую, но эффективную педагогическую методику. В чем же ее гениальность?

Методика Марии Монтессори

Врач, педагог, исследователь и философ Мария Монтессори более ста лет назад создала простую и в то же время гениальную  педагогическую методику, рассчитанную на детишек от года до младшего школьного возраста. То, что она придумала и воплотила в жизнь, сейчас для нас очевидно, но для своего времени она была просто-таки новатором педагогики.

Например, она утверждала, что ребенок должен находиться в соответствующей его возрасту и росту среде. Кто в позапрошлом веке обращал внимание на то, что ребенку трех лет сидеть на высоком взрослом стуле неудобно? А Мария Монтессори это заметила и сделала в своей школе, которую назвала «Дом Ребенка» (Casa del Bambino) маленькие столы и стулья, шкафчики, рукомойники, полки, лавки и прочие предметы обихода маленькими, удобными для детских ручек, ножек и попок.

Кто обратил внимание, что и бедные дети бывают очень смышлеными? Кто заметил, что дети, когда их не принуждают, не кричат на них и не ставят жестких рамок, делают все гораздо охотнее и с большим энтузиазмом? Кто решился дать детям свободу выбора? Правильно, все она.

Кто же она такая?

Мария Монтессори родилась в 1870 году, в городке Кьяравалле, что недалеко от Анконы. Она была одной из первых женщин в Италии, получивших высшее медицинское образование в лучшем университете Рима «Ла Сапьенца» («La Sapienza»). Изучала педиатрию, работала врачом, ассистентом университетской психиатрической клиники, занималась проблемами детей с психическими отклонениями. Получила второе высшее образование — философское. Неустанно вела научную и практическую деятельность.

С 1904 года занималась организацией яслей и детских садов. А в 1907 году учредила первый «Дом Ребенка», то есть не «дом для детей», а именно «дом детей». В организации школы она использовала «метод научной педагогики», опубликовав его в 1909 году. Этот труд был встречен с энтузиазмом и переведен на многие языки. «Научная педагогика» распространялась по всему миру, в Америке, Европе и Азии. На родине в 1924 году появляется школа для преподавателей по системе Монтессори и Национальный Институт Монтессори, почетным директором которого становится она же. В 1934 году она эмигрировала из Италии, потом снова вернулась в нее, уже после падения режима Муссолини, но потом переехала в Голландию, где и умерла в 1952 году в городе Нурдвейк (Noordwjik).

Несмотря на столь внушительную биографию, сама Монтессори утверждала, что ничего особенного она не придумала — весь ее метод сформировался путем практических наблюдений и занятий, и только затем был структурирован.

Дети в школе Монтессори свободны в своих действиях, они могут заниматься тем, чем им больше нравится. Педагог ни к чему не принуждает детей, мягко наставляет их, не давит, а лишь присутствует и соучаствует. На первый взгляд может показаться, что это анархия: как так — не давать советов, не поучать, не наставлять на путь истинный малышей ясельного и детсадовского возраста. А дисциплина?

Дисциплина присутствует. Есть определенный набор ритуалов, соблюдаемых малышами. Есть и правила: если ты взял дидактический материал (игрушки как таковые не приветствуются, весь набор пособий продуман и служит определенной цели) — будь добр, поставь его на место. Ребенок должен уметь быть самостоятельным, обслуживать себя, помогать в организации приема пищи и уборке.

Что же необходимо для школы Монтессори? Есть три важных компонента:

Правильно организованная окружающая среда. Окружающие ребенка предметы и материалы находятся на уровне ребенка, чтобы он сам мог их взять, не прибегая к помощи взрослого. Спокойная обстановка и ритм работы.

Преподаватель-наблюдатель. Преподаватель не навязывает ребенку своих знаний, а направляет деятельность ребенка в нужное русло. Ребенок свободно развивается, используя свою неуемную энергию и способности. Преподаватель лишь устраняет «препятствия» на пути развития.

Дидактический материал. Все материалы направлены на развитие сенсорики и моторики. Ребенок постигает мир через самое себя, следовательно, предметы, которые он использует для познания мира, должны стимулировать его чувства, подготавливая базу для развития разума и дальнейшего интеллектуального и духовного развития. Все дидактические материалы не были придуманы специально. Напротив, Монтессори утверждала, что все они были в свое время выбраны детьми, а она лишь помогла их техническому воплощению.

Пособия интересны своей простотой и некоторые из них могут быть изготовлены даже в домашних условиях. Например, ребенку, которому еще нет и года, можно предложить ощупывать кусочки ткани разной фактуры (сенсорное развитие), давать перебирать деревянные колечки, звенеть крупными цепочками, перебирать крупные крышечки. 

Деткам от полутора до двух лет подойдут рамки с молниями, кнопками, крючками, пуговицами, пряжками. Все это обязательно нужно потрогать, попробовать открыть-закрыть-оторвать. Так ребенок учится одеваться-раздеваться.

В дальнейшем для развития математических способностей и понятий «больше-меньше», «шире-уже» используются цилиндры разной величины, диаметра и цвета; «коричневая лестница»; «розовая башня» - пирамидка из десяти кубиков; мозаика; счетная доска, похожая на шахматное поле, к которой прилагаются фишки разных цветов и карточки с цифрами; набор геометрических форм.

В 2007 году на родине Марии Монтессори, в городке Кьяравалле, педагоги и эксперты промышленного дизайна установили связь между дидактическими материалами Монтессори и современным дизайном. Они были поражены, насколько форма любого предмета соответствует его содержанию, насколько внешний вид аскетичен и в то же время практичен, привлекателен для ребенка. Они назвали ее «предшественницей промышленного дизайна». Пособия способствуют самостоятельной работе ребенка, побуждают его мыслить, не требуют пояснений для их использования и перевода на другие языки. Именно поэтому система Монтессори  нашла стольких сподвижников по всему миру.

Мария Монтессори поверила в ребенка и научила своих последователей доверять ему. Каждый ребенок изначально любознателен, креативен, независим и естественен.

Надо только не мешать ему развиваться.

Материалы по теме

Новости партнеров Реклама

Комментарии

, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка