Гаджеты и учеба: брать ли в школу планшет?

Гаджеты и учеба: брать ли в школу планшет?

Гаджеты и учеба: брать ли в школу планшет?
С младших классов ученики проводят время у компьютеров и носят iPad в рюкзаках, чтобы играть на переменах. Помогает ли это учебе или наоборот? Пробуем разобраться.
Современные дети управляются с модной техникой ничуть не хуже, а то и лучше, чем взрослые. Они играют  в сложные компьютерные игрушки, за неделю осваивают новое устройство и бойко находят материалы для домашних заданий в Сети.
 
Казалось бы, можно радоваться, что новое поколение настолько развито и идет в ногу со временем, но родители растеряны. Возникает много вопросов на тему «гаджеты и школа».
 

iPad мечты  

Большая часть  родительских жалоб относится к невозможности удовлетворить детские технические аппетиты: месяц назад купили одно, а ребенок уже требует другое. Если в семье лишних денег не водится, то приходится туже затягивать поясок, либо отказывать, сталкиваясь с капризами и обидами. Далеко не у всех хватает сил на твердое «нет», но даже если семья вполне обеспечена, покупка гаджета «как у всех» не всегда оправдана.
 
В недавнем прошлом детскую зависть могли вызвать электронные яркие пластиковые часы, появившиеся у одноклассницы, или приставка Dendy, купленная приятелю. Однако это были скорее отдельные случаи. Нынешняя всеобщая гонка за благополучием в условиях больших возможностей может отнимать много сил. Если не иметь в виду, что возможности все-таки остаются разными. 
 
Всегда есть риск, что дорогостоящее устройство, в конце концов, надоест. И тогда – деньги на ветер.
 
Обладание  суперсовременным гаджетом действительно на какое-то время выделит из толпы и привлечет внимание одноклассников. Но если это единственный способ, важно поискать причины отсутствия дружеских связей между детьми или задуматься,  достаточно ли внимания ребенок получает от своих близких.  
 

Во что будем играть?

В учебных заведениях на использование техники накладывают ограничения, но делать это все сложнее, потому что мобильный телефон в наше неспокойное время – вещь необходимая, и родители нуждаются в связи с ребенком. Во время урока запрещено включать звук, но это не удерживает школьников от тайных попыток зайти в Интернет. После чего уже учителям приходится отправляться на специализированные сайты, чтобы спросить совета у коллег: что делать?
 
К тому же школа – это не только уроки.  На переменах и в группах продленного дня общению друг с другом дети предпочитают наблюдение за экранными миньонами. Известно, что и взрослые, слишком увлекающиеся Интернетом, теряют коммуникативные навыки. Но дети не успевают их даже развить. А если говорить о продленке, не успевают и приготовить уроки.
 
Свободный доступ к Интернету – вещь неоднозначная. Не все родители могут вовремя отследить, что может вызвать интерес школьника, и какие идеи, опять же, ему подали в школе «продвинутые» ровесники и старшие товарищи. Дети могут рекомендовать друг другу агрессивные игры, и это еще не самый неприятный для родителей момент. 
 
{{WIDGET-731}}
 

Вместо книги

 
Но все ли так опасно и безнадежно? Без современной техники сейчас никуда. Она активно используется в обучении, как в самом школьном процессе, так и вне его. Да и время такое, что умение  по делу пользоваться прикладными знаниями бывает полезным и ценится. И если, например, ребенок хорошо снимает и обрабатывает фотографии, это может лечь в основу его будущей профессии. Гаджеты адаптируют и ребенка, и взрослого к цифровому миру, частью которого мы все сейчас являемся.
 
В конце концов, смартфон или планшет могут вполне в некотором роде заменить учебник, а также помогать в науках, требующих заучивания и запоминания (иностранные языки). Электронные книги становятся современной заменой библиотечным и, разумеется, Интернет облегчает поиск любой информации, хотя и не всегда гарантирует ее качество. К тому же, школьнику важно уметь обращаться с полученными данными – отбирать, анализировать и применять.  Очевидно, что примитивное скачивание реферата ничего не даст.
 
«Сейчас можно говорить о всплеске интернет-зависимости. В США уже предлагают стационарное лечение в подобных случаях, в Японии (лидеру по количеству гаджетов) процент зависимых достигает 60%. При этом разделяют интернет-зависимость и зависимость от гаджетов. А любую зависимость проще предупредить, чем лечить. 
Базовые рекомендации могут быть такими:
 
1. Время  в Сети и за гаджетами должно быть лимитированным. Чем меньше ребенок, тем меньше. 
 
2. Родители должны показывать позитивный пример. Если утром, только проснувшись, вы идете проверять электронную почту или оказываетесь в соцсетях, трудно требовать иного поведения от ребенка.
 
4. Похвала действует сильнее, чем критика и вызывает меньше сопротивления. Если раньше ребенок не отрывался от планшета, а сейчас проводит с ним только 12 часов, – приветствуйте это поведение. Давайте позитивное подкрепление даже с незначительными изменениями – делайте это искренне!
 
5. Любая зависимость – либо бегство, либо желание получить то, чего не хватает в жизни. Почему для ребенка таким привлекательным является гаджет, что реальность отходит на второй план?
 
6. Гаджет и Интернет – это мощный допинг, запреты и отказы малоэффективны. Человек редко отказывается от удовольствия, не получив что-то взамен. У подростка должно возникнуть новое  более сильное увлечение . 
 
7. Если процесс зашел далеко – езжайте с ребенком отдохнуть, туда, где нет Интернета. 
 
8. Зависимости формируются еще в раннем возрасте, не последнюю роль играют отношения в семье. Если у вас сложности в партнерских отношениях, то ребенок может реагировать уходом в виртуальную реальность. В таком случае рекомендована семейная психотерапия».
 
Консультант психологического центра «Аржаан» Сергей Мостиков
 

Полезная вещь!

Категорично лишая ребенка наслаждения гаджетами, вы можете невольно поспособствовать появлению статуса «белой вороны». Но культ подобной техники тоже не принесет пользы. 

Прежде чем покупать ребенку очередное устройство, оцените возможные риски и обозначьте границы использования. Например, только после уроков или не более получаса без перерыва.
 
Однако более действенным и грамотным подходом будет, если вы отнесетесь к гаджетам не как к чему-то непонятному и угрожающему, а как к тому, что может быть действительно полезно и вам, и ребенку. 
 
1. При определенной договоренности с учителем, можно интегрировать устройства в процесс обучения (возможность сделать домашнее задание в электронном виде, отослать по почте, подобрать фотографии для изучаемой темы, обработать изображения с помощью программ). 
 
2. Время от времени подключайтесь к играм ребенка сами, покажите ему, что эта часть его жизни вам интересна и понятна. В случаях, когда увлеченность гаджетом компенсирует одиночество, играть вместе – это лучший способ снизить зависимость.
 
3. Не стоит заваливать ребенка большим количеством модной техники – многое будет пылиться где-нибудь в углу. Стоит понимать, в конце концов, для чего конкретно то или иное устройство нужно ребенку.
 
4. Если устройств несколько, разумно разделить зоны их применения ( телефон берешь в школу, планшетом пользуешься только дома).
 
5. Неплохо также установить возможные ограничения по посещению некоторых сайтов.
 
6. До подросткового возраста не стоит знакомить ребенка с социальными сетями – объем неконтролируемого общения, предлагаемый соцсетями, для ребенка слишком большая нагрузка. 
 
7. Учите детей и радостям другой жизни – общению, прогулкам, совместным выездам на природу. Во время всего этого от гаджетов можно и вовсе отказаться. 
Главная Эфир Программа Сериалы
Меню