Двойной удар

Двойной удар

Двойной удар
Братья и сестры в одной школе - решение проблемы или появление новых?

Двойной удар
Ребенок в школе – гарантированные хлопоты и сюрпризы. Два ребенка – больше забот к домашним заданиям и дневникам прибавляются внутренние конфликты и конкуренция. И снизить уровень негатива, сделать так, чтобы один из сиблингов не стал жертвой другого, весьма непросто.

Отправить двоих детей в одну школу, а в идеале (если они близнецы или погодки) в один класс – казалось бы, самое простое решение. Имеешь дело с теми же учителями, учебниками, дресс-кодом, требованиям к занятиям и дисциплине. Сплошные плюсы… но за явными преимуществами скрыты проблемы. Давайте рассмотрим все варианты.

Братья и сестры могут составить хороший тандем, сообща защищая совместные интересы, помогая друг другу с учебой и дополнительными занятиями, поддерживая в непростых ситуациях. Общие интересы и занятия могут заложить начало братской дружбе и сотрудничеству – как у братьев Стругацких, теннисисток сестер Уильямс, шахматисток сестер Полгар или актрис сестер Эшли. Старшие братья и сестры могут отводить в школу и забирать с продленки малышей. Достижения одного из детей могут замотивировать другого больше стараться или наоборот, отвратить от учебы.

К сожалению, если один из детей является (или кажется родителям и учителям) более успешным, у детей неизбежно возникнет жестокая конкуренция. Поводов масса – отличник и двоечник, сообразительный и тугодум, драчун и тихоня, красавица и серая уточка. Если дети с малолетства ревновали друг друга, добавится и ревность к сверстникам, потребность заполучить то, что принадлежит брату или сестре – вещи, успех, первую любовь. Менее успешный ребенок будет тянуться за сильным, слепо его копируя – или из чувства протеста, наперекор любимчику начнет курить, вызывающе одеваться и хулиганить. Не исключено и разрушительное поведение – братья и сестры начинают мстить, пакостить друг другу, портить тетради и рисунки, даже драться.

Непродуманным поведением родители и учителя могут заострить нарождающийся конфликт. Если постоянно ставить одного ребенка в пример другому, упрекать, что Вася хуже, чем Петя справляется с математикой или пением, не замечать достижений «неудачного» брата или сестры или нивелировать их – дело может дойти до братской ненависти, которая длится всю жизнь. Если одному из детей покупают новенькие телефоны и ноутбуки, одевают с иголочки и т.д., а другого оделяют по остаточному /принципу или б/у вещами от брата – это тоже не способствует дружбе.

У детей обострено чувство справедливости. Естественно, первоклашке и выпускнику нужны разные телефоны или велосипеды. И во всем, что касается инструментов, материалов и т.д. для занятий, «уравниловки» быть не может – каждому покупается по потребностям, а не по капризам. Но деление детей на любимчиков и Золушек к добру не приведет. Впрочем, и стрижка под одну гребенку детей с разными талантами и потребностями – не лучшая тактика.

Особенно деликатными следует быть, если разница действительно существует – здоровый и «особый» ребенок, талантливый и заурядный, родной и приемный, сводные братья и сестры, общие и дети от первых браков. Каждая лишняя конфета или тетрадка, похвала или порицание в глазах «обделенных» детей увеличивается стократ.

«Развести по разным углам», точнее, школам – самое простое, но не самое правильное решение проблемы. Иногда оно неизбежно – если в гуманитарном лицее или математическом классе одаренный ребенок блистает, а слабый не тянет программу. В случае с близнецами решение стоит принимать совместно с педагогами и психологами, учитывая и мнение детей – связь между двойняшками и тройняшками чрезвычайно сложный механизм и нарушать его без необходимости не стоит. В остальных случаях куда полезней научить детей взаимодействовать между собой и в рамках коллектива.

Приучайте детей к тому, что они разные и успехи у них разные – Вася хорошо рисует, зато Петя здорово играет в шахматы. Непременно отмечайте и небольшие, но важные достижения - Вася выиграл партию, а Петя нарисовал ракету.  Рассказывайте о семейных традициях, о родственниках, которыми вы гордитесь, объясняйте раз за разом, что успех одного из членов семьи – это общий успех и радуются ему вместе. Заведите традицию поздравлять братьев и сестер с их маленькими победами, рассказывать о них за семейным столом. Поиграйте с детьми в командные игры, где достижение результата зависит от общих усилий. Если дети завидуют или ревнуют – помогите им высказать свои чувства, не осуждайте их, но и не поощряйте. Если дорогой инструмент или костюм для танцев покупают только одному ребенку – заранее обсудите это со всеми детьми, объясните необходимость такого решения. Если один ребенок специально порвал тетрадку сестры или спрятал форму братишки – пусть исправляет последствия, переписывает тетрадь или извиняется перед учителем брата за опоздание. А потом успокойте детей и объясните, что любите всех своих сыновей и дочек – по-разному, но одинаково сильно!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню