Добавить
18+
Семья и дети

Домашний папа: что такое «шпиндель»?

Владимир Сарана
Домашний папа
Нет надежнее способа завоевать доверие, расположение и внимание ребенка, чем вместе с ним изобрести велосипед, паровоз, ракету…

Домашний папа: что такое "шпиндель"?

Для детей совместное с родителями техническое творчество - тройной праздник. Во-первых, они, как всякие чистые души, безумно любят становиться свидетелями чудесного превращения одной вещи в другую, или, к примеру, мертвого в живое. Во-вторых, их радует, что волшебниками выступает дорогие и любимые ими люди: папа, мама. В-третьих, ваших чад будет распирать от гордости за то, что это чудо делают для них персонально!

Я прекрасно помню восторг, который испытал, когда дядя Миша отремонтировал  найденный мною где-то на помойке радиоприемник. Без корпуса, с торчащими из платы проводами, прибор казался безнадежно мертвым. А как мне его было жалко, такое сокровище – мечта любого советского школьника: «транзистор»! И тут на моих глазах случилось то, что позже Евгений Гришковец охарактеризовал емкой фразой: «То ли чудо, то ли фокус»! Магический ритуал, сотворенный дядей, сопровождался доставанием из шкафа волшебной книги с непонятными мне тогда схемами и чертежами, обустройством рабочего места, где благоуханно курился паяльник и плавилось олово… Часа полтора прошло за разговорами как одно мгновение, и вдруг из маленького динамика послышался шум и потрескивание, голос диктора, музыка. Надо ли говорить, что впечатленный, в ту ночь я не смог заснуть от восторга и увлекся радио. До окончания школы я мастерил цветомузыкальные установки, радиопередатчики, усилители и прочие радиоэлектронные приборы. Радиодело затащило меня на станцию юных техников, и вытащило из очень нехорошей, как выяснилось позже, компании.

Сейчас без помощи и пристально внимания со стороны родителей ребятишкам, конечно же, сложнее получить технические навыки. Никто случайно не научит вашего ребенка умению обращаться со стамеской. Исчезают, как класс, гаражные Кулибины. Добрые дяди, которые могли в гараже с помощью нехитрых инструментов вдохнуть жизнь в любое механическое устройство, будь-то соковыжималка «Энергия» или «Копеечка» - четырехколесное чудо производства Тольяттинского автогиганта. Петровичи и Иванычи, как правило, были активными педагогами-общественниками, часто собирали вокруг себя окрестную ребятню, бесплатно ремонтировали «велисопеты», попутно демонстрировали превосходство разума над природой: объясняли назначение и устройство механических узлов и агрегатов.

Не постичь ныне тайны механики, оптики, радио, токарного и плотницкого дела в школе. Особую смесь запахов отработанного масла и металла токарных станков, стружки, канифоли, я думаю, помнят лишь мужчины моего поколения. В нынешних школах дополнительное техническое образование, как и многое «доброе, вечное», отсутствует напрочь. Дело не только в том, что нет финансирования, условий для функционирования кружков и технических секций. Как я выяснил, проведя опрос среди жителей небольшого  подмосковного города, беда в том, что нет желания у родителей и пропали энтузиасты. Впрочем, если кто-то решится открыть кружок технического творчества, он столкнется с серьезной бюрократической проблемой: для того, чтобы стать педагогом дополнительного образования и получать государственную заработную плату в 7 – 11 тысяч рублей, по нынешним порядкам высшее педагогическое образование необходимо обязательно!

Сейчас уже подростки не собирают мопеды, обмениваясь друг с другом и доставая немыслимыми путями запасные части. Никто не клеит модели самолетов – в любом городском мегамолле есть три-четыре досуговых магазина, где можно купить в соответствии с достатком уже готовую модель вертолета или самолета с радиоуправлением. И делать ничего не надо, пусть хоть руки атрофируются.  

Не забываем и о глобальных задачах. Рано или поздно – вашему ребенку необходимо будет выбрать профессию. Страна задыхается от нехватки квалифицированных инженеров, механиков и даже автослесарей, знающих современное оборудование, владеющих передовыми технологиями. Эти специальности дефицитны, и грамотные специалисты прекрасно зарабатывают. Впрочем, знать, как держать молоток, что такое рашпиль, где находится шпиндель, под каким углом держать зубило и как сверлить бетон, нужно каждому мальчику. Это те полезные навыки и умения, которые формируют его как мужчину. Да и девочкам, собственно, прежде чем встать взрослыми, полезные бытовые навыки и умения отнюдь не помешают. Моя дочь, которая провела годы детства в автоклубе, прекрасно разбирается в устройстве автомобиля. И хотя дочь так пока и не сдала на водительские права, но, по крайне мере, не краснеет от слова «трансмиссия».

Помните!

- Технические навыки, как и любое знание, умение нужно передавать ребенку постепенно, переходя от простого к сложному.

- Сейчас в любом более-менее крупном магазине игрушек можно найти конструкторы и наборы по всем естественнонаучным школьным предметам и отраслям техники. Цены рассчитаны на любой кошелек.

- Комбинируйте, смело переходите от одного занятия к другому, ребенку так будет проще найти занятие по душе. В случае, если чадо свой выбор уже сделало – ребенок всегда найдет способ вам это напомнить и попросит вас вернуться к его любимому делу.

- Дети любят эффектные зрелища, поэтому модели, приборы, агрегаты, которые громко звучат, мигают огнями, двигаются, летают, более интересны, чем те, которые сообщают какую-то информацию к размышлению.

- Старайтесь заниматься с детьми тем, что вам самим интересно. Дети чутки к фальши. Как только начнете зевать, выпиливая очередного динозавра, конфликт или напряжение в отношениях будут вам обеспечены. А зачем нам занятия, которые не приносят радости?!

Материалы по теме

Новости партнеров Реклама

Комментарии

ИННА АТЯСОВА
23 Ноября 2012 17:31
Очень нужное дело...помогает познавать, всесторонне развиваться, споствует умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности, раскрывает творческие возможности детей. Вы, Владимир, как всегда правы! Спасибо!
0
Любовь Обгольц
24 Ноября 2012 16:11
Володя ты как всегда прав! Очень важная тема и изложена доступно и живым языком. К большому сожалению многое исчезло у нас из жизни - кружки, секции при школах, дополнительные занятия, для отстающих, да и вообще атмосфера в школе не та! Сожалеем, а что можно сделать, вот вопрос???
0
Наталья Дашкина
3 Декабря 2012 09:45
Написано замечательно! Полностью с Вами согласна! Тема очень актуальна в наше время!
0
, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка