Добавить
18+
Семья и дети

Домашний папа: Чем бы дитя не тешилось...

Владимир Сарана
Домашний папа
Мы хотим, чтобы нашим детям было лучше, это естественный закон самосохранения вида. Но устремление чадолюбивых родителей предоставить своему ребенку как можно больше возможностей – цель не абсолютная, и даже не истина в конечной инстанции…

Домашний папа: Чем бы дитя не тешилось...

Часто затасканное по «музыкалкам», «художкам», спортивным секциям, репетиторам, уставшее от физических и психологических перегрузок, а самое главное – чрезмерных родительских требований и ожиданий, дитя обычно находится в не меньшей депрессии и страхе, чем ребенок, брошенный на произвол судьбы…  Не существует однозначных ответов на вопросы, как помочь ребенку получить многие полезные навыки и в то же время не лишить его счастливого и беззаботного детства. Я хотел бы лишь объяснить подход, общий для той семьи, в которой я вырос, и той, которую создал вместе с супругой.

Меня жутко побили в первом раунде первых и последних в моей жизни соревнований по боксу. Помню явственно до сих пор запах ринга, спертый воздух маленького боксерского зала на городском стадионе Пятигорска и как нещадно меня молотил крупный, уже покрытый изрядным волосяным покровом, мальчик из Кабардино-Балкарии. Хотя бой был остановлен на первой минуте – мне тогда казалось, что истязание длилось вечность. Во время поединка я часто шел вперед головой, опытный соперник ловил меня удачными встречными апперкотами. Дома, увидев у меня под левым глазом огромный синяк – «фингал», мама отреагировала категорически: «Больше туда ни ногой!» Тренер несколько раз приходил в школу, разыскивал меня, но я всегда умело от него прятался. Во-первых, было стыдно признаться, что мама не разрешает мне заниматься таким благородным и полезным для жизни на Кавказе делом. А, во-вторых, было страшно врать взрослому авторитетному мужчине – я, признаться честно, крепко испугался, и к тому времени уже не хотел «получать лишний раз в морду». Так закончился первый этап моей бесславной спортивной карьеры, которая позже продолжилась недолгими занятиями уже в других секциях. Выдающимся спортсменом я не стал и… слава богу!

«Мне уже многое поздно, мне уже многим не стать», – поет Юрий Лоза. А мне кажется, уже можно радоваться тому, что многое не случилось в моей жизни. Не быть мне радиомонтажником, хотя три года учился этому. Да и преподавателем иностранного языка, мичманом военно-морского флота, военным переводчиком с пушту и слесарем насосных установок в геологической экспедиции уже не стать. А ведь к овладению каждым из этих родов занятий в свое время я и мои родители прилагали недюжинные усилия!

Во время учебы в школе, родители жертвовали немалыми для обычной семьи средствами на подготовительные курсы и репетиторов из института иностранных языков. Между моими знаниями английского (на уровне хулиганской школы на окраине казачьей станицы) и теми, что нужны были для поступления в ИнЯз, лежала пропасть! Родители поддержали меня и в другой раз, когда я, будучи старшиной Черноморского флота, решил поступить в элитный Военный Краснознаменный институт. Моряков в Афганистан не отправляли, а поступление давало возможность быстро, после нескольких месяцев обучения, оказаться в воюющем Афганистане в качестве военного переводчика. Патриотические порывы были тогда делом обычным, к тому же это так романтично. Возможно, мне повезло – меня не приняли: «завалил» сочинение. А скольких усилий стоило отцу мое устройство на работу в сильно пьющий коллектив геологической экспедиции?! Хорошо, я к удивлению родителей быстро уволился и поехал поступать в МГУ. Теперь настал и мой черед – одна из моих дочерей гордится тем, что пошла против семейной традиции и не учится в Московском университете. Дай бог ей счастья!

Обычно мы говорим о мотивации ребенка, его «заряженности» на учебу, спорт, полезный досуг и активный образ жизни, как части собственного родительского долга. Дескать, мы должны обеспечить чаду возможность получить знания, навыки и умения, и добиться (а то и потребовать!) от него успехов. Да еще и было бы неплохо, если чадо будет нам безмерно благодарно за такое счастливое детство (потом и за поступление в престижный ВУЗ, пышную свадебную церемонию, красивую квартиру, «тепленькое» место работы). Мы боимся задать себе каверзный вопрос, а в действительности нужны ли эти наши старания ребенку?

В определенный период, я так думаю, лет до трех, ребенок еще сам толком не понимает, зачем его тащат на лепку, английский или в комнату к таинственной «тетьке Монтесcори»… Но чуть позже, когда характер чада уже сформирован, лет эдак в пять, дитя вполне определенно может сформулировать свои потребности и обозначить приоритеты. И тут, наверное, важно понять – готовы ли мы его слушать и слышать?  

Я уверен, дети глупыми не бывают и словам не верят. Они нас, взрослых, не столько слушают, сколько подсознательно или нарочно, как мартышки, перенимают привычки окружающих их взрослых и образ жизни, принятый в семье. Сколько бы мы им не внушали доброго и вечного, они  примут к сведению не слова, а поступки родителей. И если говорить о мотивации, то гораздо большее влияние на будущее детей имеет не то, где, чему и как учился ребенок, а то, что он видел перед своими глазами, какие образцы взрослого поведения были доминирующими в его семье. К примеру, папе, который однажды во время ссоры поднял руку на маму и ударил ее, верить не будут никогда. Ребенок – слабое, зависимое существо, его легко обмануть один раз, пообещав ему и не выполнив обещание. Можно, конечно, попробовать позже купить лояльность ребенка игрушками: паровозиками, мишками, мерседесами. Но веры уже все равно не будет!

Кроме того, растить ребенка значит им заниматься – сопереживать с ним его успехи и неудачи, быть с ним рядом, когда его побили чужие дети на площадке, когда он выходит на ипподром со своей лошадкой или делает первую модель самолета. Когда в столь ответственные периоды его жизни вы будете рядом с ребенком, вы научитесь его понимать, а он вам – доверять. Скучные, сильно занятые или равнодушные родители сформируют у ребенка соответствующие стереотипы и нормы поведения. Даже если каждый день вне семьи его будут окружать профессора Московской консерватории, а ребенок будет талантлив, как Давид Ойстрах, в большинстве случаев зажечь его талант сможет только искренняя родительская любовь. Бывает и наоборот – противостояние отцу сформирует упорный и целеустремленный характер ребенка, вспомните фильм Владимира Машкова «Папа».

И, конечно же, у каждого ребенка своя судьба. Мы можем пинками запихивать их в художественные и музыкальные «заведения дополнительного образования», предоставить им, как говорил Виктор Цой, «хороший жизненный план», погрузить детей в спорт, заставить грызть камни наук. Но как бы не складывались его звезды – дорогу он выберет сам.

Материалы по теме

Новости партнеров Реклама

Комментарии

Мурлен Мурлен
18 Апреля 2013 16:30


Мы хотим, чтобы нашим детям было лучше, это естественный закон самосохранения вида. Но устремление чадолюбивых родителей предоставить своему ребенку как можно больше возможностей – цель не абсолютная, и даже не истина в конечной инстанции…
Посмотреть на портале
0
Юлия Листухина
22 Апреля 2013 14:13
Прочитала с удовольствием. Благодарю.
0
petrenko.oksy@gmail.com
4 Июля 2013 14:46
Действительно, главное - не слушить а слышать ребенка!
0
, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка