Домашний папа: Чем бы дитя не тешилось...

Домашний папа: Чем бы дитя не тешилось...

Домашний папа: Чем бы дитя не тешилось...
Мы хотим, чтобы нашим детям было лучше, это естественный закон самосохранения вида. Но устремление чадолюбивых родителей предоставить своему ребенку как можно больше возможностей – цель не абсолютная, и даже не истина в конечной инстанции…

Домашний папа: Чем бы дитя не тешилось...
Часто затасканное по «музыкалкам», «художкам», спортивным секциям, репетиторам, уставшее от физических и психологических перегрузок, а самое главное – чрезмерных родительских требований и ожиданий, дитя обычно находится в не меньшей депрессии и страхе, чем ребенок, брошенный на произвол судьбы…  Не существует однозначных ответов на вопросы, как помочь ребенку получить многие полезные навыки и в то же время не лишить его счастливого и беззаботного детства. Я хотел бы лишь объяснить подход, общий для той семьи, в которой я вырос, и той, которую создал вместе с супругой.

Меня жутко побили в первом раунде первых и последних в моей жизни соревнований по боксу. Помню явственно до сих пор запах ринга, спертый воздух маленького боксерского зала на городском стадионе Пятигорска и как нещадно меня молотил крупный, уже покрытый изрядным волосяным покровом, мальчик из Кабардино-Балкарии. Хотя бой был остановлен на первой минуте – мне тогда казалось, что истязание длилось вечность. Во время поединка я часто шел вперед головой, опытный соперник ловил меня удачными встречными апперкотами. Дома, увидев у меня под левым глазом огромный синяк – «фингал», мама отреагировала категорически: «Больше туда ни ногой!» Тренер несколько раз приходил в школу, разыскивал меня, но я всегда умело от него прятался. Во-первых, было стыдно признаться, что мама не разрешает мне заниматься таким благородным и полезным для жизни на Кавказе делом. А, во-вторых, было страшно врать взрослому авторитетному мужчине – я, признаться честно, крепко испугался, и к тому времени уже не хотел «получать лишний раз в морду». Так закончился первый этап моей бесславной спортивной карьеры, которая позже продолжилась недолгими занятиями уже в других секциях. Выдающимся спортсменом я не стал и… слава богу!

«Мне уже многое поздно, мне уже многим не стать», – поет Юрий Лоза. А мне кажется, уже можно радоваться тому, что многое не случилось в моей жизни. Не быть мне радиомонтажником, хотя три года учился этому. Да и преподавателем иностранного языка, мичманом военно-морского флота, военным переводчиком с пушту и слесарем насосных установок в геологической экспедиции уже не стать. А ведь к овладению каждым из этих родов занятий в свое время я и мои родители прилагали недюжинные усилия!

Во время учебы в школе, родители жертвовали немалыми для обычной семьи средствами на подготовительные курсы и репетиторов из института иностранных языков. Между моими знаниями английского (на уровне хулиганской школы на окраине казачьей станицы) и теми, что нужны были для поступления в ИнЯз, лежала пропасть! Родители поддержали меня и в другой раз, когда я, будучи старшиной Черноморского флота, решил поступить в элитный Военный Краснознаменный институт. Моряков в Афганистан не отправляли, а поступление давало возможность быстро, после нескольких месяцев обучения, оказаться в воюющем Афганистане в качестве военного переводчика. Патриотические порывы были тогда делом обычным, к тому же это так романтично. Возможно, мне повезло – меня не приняли: «завалил» сочинение. А скольких усилий стоило отцу мое устройство на работу в сильно пьющий коллектив геологической экспедиции?! Хорошо, я к удивлению родителей быстро уволился и поехал поступать в МГУ. Теперь настал и мой черед – одна из моих дочерей гордится тем, что пошла против семейной традиции и не учится в Московском университете. Дай бог ей счастья!

Жизнь это мельница, жернова которой люди крутят по очереди. Сначала мы – дети, и родители помогают нам, а потом мы сами становимся родителями. И очень быстро наши дети в свой черед сами станут родителями. И так хотелось бы до бесконечности! А ведь для того, чтобы качественно выполнять одно и то же действие на протяжении многих лет, нужна сильная мотивация!

Владимир Сарана

Домашний папа

Обычно мы говорим о мотивации ребенка, его «заряженности» на учебу, спорт, полезный досуг и активный образ жизни, как части собственного родительского долга. Дескать, мы должны обеспечить чаду возможность получить знания, навыки и умения, и добиться (а то и потребовать!) от него успехов. Да еще и было бы неплохо, если чадо будет нам безмерно благодарно за такое счастливое детство (потом и за поступление в престижный ВУЗ, пышную свадебную церемонию, красивую квартиру, «тепленькое» место работы). Мы боимся задать себе каверзный вопрос, а в действительности нужны ли эти наши старания ребенку?

В определенный период, я так думаю, лет до трех, ребенок еще сам толком не понимает, зачем его тащат на лепку, английский или в комнату к таинственной «тетьке Монтесcори»… Но чуть позже, когда характер чада уже сформирован, лет эдак в пять, дитя вполне определенно может сформулировать свои потребности и обозначить приоритеты. И тут, наверное, важно понять – готовы ли мы его слушать и слышать?  

Я уверен, дети глупыми не бывают и словам не верят. Они нас, взрослых, не столько слушают, сколько подсознательно или нарочно, как мартышки, перенимают привычки окружающих их взрослых и образ жизни, принятый в семье. Сколько бы мы им не внушали доброго и вечного, они  примут к сведению не слова, а поступки родителей. И если говорить о мотивации, то гораздо большее влияние на будущее детей имеет не то, где, чему и как учился ребенок, а то, что он видел перед своими глазами, какие образцы взрослого поведения были доминирующими в его семье. К примеру, папе, который однажды во время ссоры поднял руку на маму и ударил ее, верить не будут никогда. Ребенок – слабое, зависимое существо, его легко обмануть один раз, пообещав ему и не выполнив обещание. Можно, конечно, попробовать позже купить лояльность ребенка игрушками: паровозиками, мишками, мерседесами. Но веры уже все равно не будет!

Кроме того, растить ребенка значит им заниматься – сопереживать с ним его успехи и неудачи, быть с ним рядом, когда его побили чужие дети на площадке, когда он выходит на ипподром со своей лошадкой или делает первую модель самолета. Когда в столь ответственные периоды его жизни вы будете рядом с ребенком, вы научитесь его понимать, а он вам – доверять. Скучные, сильно занятые или равнодушные родители сформируют у ребенка соответствующие стереотипы и нормы поведения. Даже если каждый день вне семьи его будут окружать профессора Московской консерватории, а ребенок будет талантлив, как Давид Ойстрах, в большинстве случаев зажечь его талант сможет только искренняя родительская любовь. Бывает и наоборот – противостояние отцу сформирует упорный и целеустремленный характер ребенка, вспомните фильм Владимира Машкова «Папа».

И, конечно же, у каждого ребенка своя судьба. Мы можем пинками запихивать их в художественные и музыкальные «заведения дополнительного образования», предоставить им, как говорил Виктор Цой, «хороший жизненный план», погрузить детей в спорт, заставить грызть камни наук. Но как бы не складывались его звезды – дорогу он выберет сам.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню