Добавить
Кино и сериалы

Разговоры об опере: руководство по возведению в куб собственных скудных познаний

Если уж в обществе кто-то ненароком завел разговор об опере, скрыться с места данного интеллектуального побоища нет никакой возможности, а ваш запас знаний по данному вопросу исчезающе мал, выполните два простых действия.

Пособие

А) Опустить ресницы, чуть прикусить губку, печально и сокрушенно покачать головой и сказать: «М-м, современная опера…» Ударение делаем на первое слово, иначе получится, что вы отрицаете оперу вообще, а это крайне неинтеллигентно – все равно, что признать, что вы не моете руки перед едой.

Скорее всего, от вас тут же отстанут, чтобы не обломать зубки о такого суперзнатока. А чтобы застраховать себя от подобных неприятностей в дальнейшем, надо выполнить следующее действие, гораздо более сложное.

Б)  Сходить в оперу.

Выносим за скобки главный компонент этого действия – что надеть. Все что угодно, кроме любимых джинсов, разношенных кроссовок, растянутых свитеров и физиономии, на которой написано «Да лана вам…оспаддя!» У нас, серьезных, работающих и живущих собственным умом девушек не так много случаев надеть что-то реально красивое и по-настоящему шикарное – а именно так следует ездить в оперу. Так что не будем же упускать этого великолепного шанса!!! Даже если вам не понравится спектакль, удовольствие от сознания собственного совершенства окупит все моральные и даже материальные затраты!

Затем, призадумавшись, уясняем – что же все-таки идем смотреть и/или слушать? Так ли уж хорошо мы знаем, что такое вообще опера? Для сведения обращаемся к статье из нашего «Словаря начинающего меломана».

Предупреждаем сразу – никогда никому не пересказывайте ее содержание, разве что собственному ребенку перед его первым походом в музыкальный театр или дальнему родственнику, приехавшему из невероятной глубинки, где не то что театра нет, но даже Интернет не проведен.  Такое должен знать каждый – иное просто неприлично. Делайте вид, что знание подобных вещей дано вам на уровне генетической памяти. 

Перед походом в оперный театр, уже наметив себе жертву, не худо ознакомиться с сюжетом оперы, излагаемым в т.н. либретто. Раньше популярные оперные либретто выпускались книгами, сейчас их можно найти в Сети. Чтение это совсем небезынтересное: прочтя одну душераздирающую историю, вы непременно захотите прочесть еще что-нибудь в этом роде. В прямом смысле слова эти сюжетные выжимки самим либретто не являются, поскольку там не даются тексты арий, речитативов и хоров и пр., так что особо много времени эта умственная разминка не потребует.  

Предупреждаем – канонический сюжет, найденный в Сети может иметь мало общего с тем, что вы увидите в театре, но это издержки современного подхода к классической опере. Режиссеры никак не могут смириться с тем фактом, что опера, прекратив свое бурное развитие к середине прошлого века, фантастическим образом не сгинила на корню и не погибла, как это обычно случается с остановившимися в росте организмами. Это редчайший случай, но это так. Опера – герметичное явление (запомните это выражение для будущих умных разговоров), т.е. она живет сама по себе, а режиссеры все пытаются ее усовершенствовать вместо того, чтобы просто добросовестно донести до зрителя то, что вложили в произведение авторы. Иногда такие попытки просто шокируют… Но не будем о грустном.

Текущий момент мировой истории не самый подходящий для знакомства с оперой, но другого у нас нет. Будем действовать по обстоятельствам. Июнь, конец сезона и время премьер. Почему сейчас? Потому что у творческих работников есть возможность 3-5 раз вынести спектакль на суд публики и критики, а потом, на каникулах, к осени, учтя замечания и увидев собственные промахи, довести его до ума и, возможно, оставить его в репертуаре на несколько сезонов.

Одна из ожидаемых премьер конца июня-начала июля это премьера оперы П.И. Чайковского  «Чародейка» в Большом театре. Создана она была по известной в свое время пьесе И. Шпажинского – это как раз тот случай, когда музыкальное произведение решительно пережило литературный первоисточник. Авторы долго переделывали и литературный и музыкальный текст, доводили продукт уже в ходе репетиций. Сам Петр Ильич писал друзьям, что был очень добросовестен в работе над «Чародейкой», но к седьмому показу в Мариинском театре Серверной столицы зал был почти пуст… Да, так бывает. Но произведение все-таки прошло проверку сроком в 125 лет и живо поныне.

Чем полезно посещение этой премьеры начинающим  (и не продолжающим тоже!) меломанам? Тем, что не так часто идущая опера не тянет за собой  телегу с постановочными стереотипами. Практически все сидящие в зале будут видеть эту вещь впервые.  Не надо будет вольно или невольно сравнивать ее с канонами. А премьера…  Это так здорово, гламурно, шикарно… Особенно, если учесть, что в центре внимания женщина.  

Кто же такая «чародейка»? Красивая, независимая Настасья, Кума – как зовут ее многочисленные поклонники. Слывет колдуньей, не слишком считающейся с нравами конца 15 века… Кума  попадает в пылающий «любовный квадрат»: она – старый князь – его жена княгиня – их сын княжич…  Что из этого сделают  создатели спектакля?

Посмотрим…      

«Словарь начинающего меломана»

Ария (итал. Aria − воздух). То, что в драме монолог, то в опере ария. Цельный музыкальный эпизод, исполняемый одним певцом. Существует еще ариозонебольшая ария, более эмоционального характера и менее строгого внутреннего строения, и ариетта, что-то вроде песенки, сейчас встречающаяся редко. Каватина – это большая ария повествовательного характера, как правило,  довольно медленная и ровная по темпу.  Деление это довольно условно и скорее даль традиции. Часто арии предшествует речитатив.

Речитатив − (итал. Recitare – декламировать) напевная декламация, предшествующая арии или связывающая два крупных цельных эпизода.      

Либретто (от итал. Libretto – книжечка). Литературная основа оперы, музыкального спектакля, кантат, ораторий и прочего.  Название пошло от того, что в конце 17 века для посетителей театров содержание оперы выпускалось в виде маленькой книжечки. Либретто не является отдельным литературным жанром, хотя технически изготовляется как пьеса для драматического театра. Очень часто основой для оперного либретто становились популярные в свое время драматургические или литературные произведения. Став операми, они намного переживали свою литературную первооснову.  

Опера − (итал. Opera – произведение) драма, комедия, а чаще трагедия, положенная на музыку. Поэтические тексты в опере поются; сценическое действие сопровождаются оркестровым аккомпанементом. Опера появилась как аристократическая забава, но вскоре стала всенародным развлечением. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в1673 г., затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Наивысшего развития опера достигла в 19 - начале 20 вв. В т. н. «большой опере», самом распространенном подвиде оперного жанра, поется весь текст. В комической опере пение обычно чередуется с разговорными сценами. Название «комическая опера» в значительной степени  условно, ибо далеко не все произведения этого типа имеют комическое содержание. Облегченная, сентиментальная комическая опера, получивший распространение в Париже и Вене рубежа веков, называется опереттой; в Америке -  музыкальной комедией. Пьесы с музыкой (мюзиклы), снискавшие славу на Бродвее, обычно более серьезны по содержанию, чем европейские оперетты. Испанская сарсуэла похожа на оперетту, но развивалась самостоятельно от выше перечисленных.

 

Материалы по теме

Новости партнеров Реклама

Комментарии

, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка