Добавить
Кино и сериалы

Опера: 10 самых-самых…

Заканчивается театральный сезон. Чем же порадовала мировая оперная сцена меломанов? Да все тем же, что и 10-20 лет назад. Список десяти самых любимых публикой, а, следовательно, часто даваемых опер не меняется долгие годы. Это понятно. Опера – искусство герметичное, давно извне не пополняемое. Что написано до 20-х годов прошлого века, то и будем слушать. А разве это плохо?

Опера: 10 самых-самых…

Тройка самых исполняемых композиторов все та же – Дж. Верди, В.-А. Моцарт, Дж. Пуччини. Родной П.И. Чайковский на хорошем, 12-м месте, но дело тут не в качестве музыки, а в том, что сейчас повсеместно опера исполняется на языке оригинала. Итальянский студенты консерваторий изучают в обязательном порядке, а вот с русским у певцов возникают проблемы.    

Одно из самых любимых публикой произведений (10-ое) место«Риголетто» Дж. Верди, история чистой девичьей любви и гнусного мужского предательства, за которое добровольно расплатилась собственной жизнью та же чистая девушка. Два номера из этой оперы – Песенка и Баллада Герцога – супершлягеры, исполняемые лирическими тенорами на бис в концертах. Хороша эта опера тем, что ее можно поставить и как «большую», а можно, чуть сократив хор, сделать из нее нечто почти камерное. Певцам там есть, что петь и что играть, а зрителям – над чем поплакать и над чем задуматься. Шедевр, короче.

На 9-м месте – развеселый «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Маэстро написал кучу замечательных опер, немыслимое количество мелодичной музыки, но вот эта вещь – самая живучая из всех. Даже те, кто в театре никогда не бывал, иной раз да и вспомнит в разговоре про «Фигаро здесь, Фигаро там». Мораль же сей оперы такова – не пытайся помешать влюбленным! Не вставай на пути девицы, которая собралась замуж!  Это бесполезно − сметет и затопчет! Очень даже хорошая мораль.

Шире всего в этом хит-параде представлен Джакомо Пуччини. Чтобы не распыляться и избежать повторения хвалебных эпитетов, отметим сразу, что его популярнейшие «Мадам Баттерфляй», или «Чио-Чио-Сан» (8-е место), «Тоска» (6-е место) и «Богема» (4-е место) – все очень женские оперы. И все трагичны, хоть и без слащавого мелодраматизма. Три главные героини – японская гейша, итальянская актриса и француженка-вышивальщица, безвременно погибают вследствие обстоятельств, в которые их, как правило, беспощадно ставят мужчины… Маэстро Пуччини очень любил женщин, сам долго добивался брака с любимой, и все его мелодии проникнуты такими пронзительными чувствами… Словом, сходите в оперу послушать Пуччини – если вы до сих пор этого не сделали, вы еще очень многого не знаете о любви.

5-е и 7-е места списка занял божественный Моцарт с «Женитьбой Фигаро» и «Дон Жуаном». Сюжеты этих опер общеизвестны, а мораль рассказанных в них историй  сводится к одному – не бегай за чужими женами, не покушайся на чужих невест! Даже если ты аристократ, а твой соперник – плебей. В первом случае дело закончилось публичным посрамлением, во втором – низвержением охальника в ад. Неизвестно, что хуже. Почему эти вещи столь популярны? Все потому же – для постановщика имеется  возможность создать яркое, динамичное действие, для слушателя − насладиться множеством ярких, заводных вокальных номеров. И никаких горючих слез…Ах, Моцарт, Моцарт!

 

Третьей от начала списка числится «Кармен» Жоржа Бизе. Безжалостно освистанная на премьере, что солидно сократило жизнь автора, она уже почти полтора века царствует на сцене. На Бизе молятся все меццо-сопрано мира − ведь это почти единственное произведение, где заглавная партия поручена низкому женскому голосу. Вот где можно себя показать! А если певица еще изящна и пластична, то там и станцевать не грех – под мелодии Бизе ноги сами просятся в пляс. В чем же пафос этой оперы, за который ее сначала не приняли, а потом превознесли? А в том, что женщина сама имеет право выбирать себе мужчин. Ну, а как  это все для бедняжки закончилось –  дело другое. Первопроходцам всегда нелегко. Кстати, Кармен, как на это прозрачно намекает автор литературной основы П. Мериме, цыганкой-то в общем и не была. Она была, хотя бы на половину, басконкой. А это куда опасней.

Вероятно, отчаянной борьбой за право самой выбирать возлюбленных обязана оперным «серебром» героиня  «Травиаты» Верди. А еще она отстаивает свое право на то, чтобы – если она покончила с легкомысленным образом жизни – ей о таковом  впоследствии не напоминали. Женщина всегда имеет право измениться – если это изменение к лучшему. Трагизм «Травиаты» в том, что все перемены произошли слишком поздно… И поэтому, мы все, дорогие девушки, должны пойти  в ближайший оперный театр и внимательно выслушать это великое произведение от начала и до конца. Чтобы не повторять заблуждения несчастной Виолетты, стоивших ей здоровья и жизни… Это несложно – музыка там легкая, не обременительная для неопытного слуха, есть танцы и балет.

А вот почему такая сложная – в смысле сюжета и главное, смысла,   − опера как «Волшебная флейта» Моцарта вырвалась на ПЕРВОЕ место в списке самых часто исполняемых? Так уж ли часто мы ее действительно видим «на театре»? Да, блистательная ария царицы Ночи, где она рассказывает влюбленной дочке, какие мужчины нехорошие, − для сопрано прекрасный повод  показать себя во всем си-бемольном блеске… Арии чудаковатого птицелова Папагено – подарок баритону… Но секрет высокого рейтинга «Флейты» не в этом, не в ее гениальном авторе, а в том, что это произведение охотно ставят немецкие и австрийские оперные театры. А они там − в каждом районном городке! Ну любят там оперу – чуть ли не больше, чем в Италии. Вот этому обстоятельству «Волшебная флейта» и обязана своим репертуарным первенством. Умеют хорошо жить в тех места, что и говорить!

 

Несомненно, когда будут подводиться итоги 2013 года, произведения  Рихарда Вагнера, который сейчас занимает 25-е место со своей ранней оперой «Летучий голландец», поднимутся в рейтинге. Его поклонники, хоть и многочисленные, все же представляют собой некий полузакрытый клуб. Самые преданные фанаты, часто потомственные, ежегодно собираются на вагнеровском Байройтском фестивале, куда трудно попасть просто в силу ограниченности тамошних сценических площадок.  Но стоит надеяться, что юбилейный год будет способствовать популяризации этой сложной, но прекрасной музыки.

Заканчивается театрально сезон, начинается концертно-гастрольный. На дворе раннее в этом году лето. Можно, без оглядки на холод и темень, ходить на концерты. Благодать для меломана – теперь можно послушать любимые арии и отрывки в концертах… Надеваем легкие платья-костюмы и легкой походкой на летние площадки!

Опера будет всегда, но мы-то не вечны! Успейте послушать хотя бы самое лучшее…

Материалы по теме

Новости партнеров Реклама

Комментарии

Мурлен Мурлен
21 Мая 2013 15:30


Заканчивается театрально сезон. Чем же порадовала
мировая оперная сцена меломанов? Да все тем же, что и
10-20 лет назад. Список десяти самых любимых публикой,
а, следовательно, часто даваемых опер не меняется долгие
годы. Это понятно. Опера – искусство герметичное, давно
извне не пополняемое. Что написано до 20-х годов прошлого
века, то и будем слушать. А разве это плохо?
Посмотреть на портале
0
Василий Ковалев
21 Мая 2013 19:31
Правильно ли я понял, что Вагнер так низко в рейтинге стоит, только потому что его оперы такие великие, что их не всякий осмелиться поставить... Но как же переаншлаги на каждый спектакль? почему не учитывают этот показатель
0
Алина Брянцева
13 Июля 2013 11:47
Мой личный выбор - "Кармен". Современно и сегодня
0
, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка