Добавить
Кино и сериалы

13 самых любимых советских и российских сериалов

К 40-летию «Семнадцати мгновений весны» мы решили вспомнить самые известные советские и российские сериалы – или телефильмы, как их называли до развала Союза. Возглавл наш список, конечно, киношедевр Татьяны Лиозновой.

01

1. «Семнадцати мгновений весны», 1973 год.

11 августа 1973 года на экраны телевизоров всей страны вышел двенадцатисерийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Его показывали с 11 по 24 августа по Первому каналу Центрального Телевидения, и аудитория того легендарного показа по приблизительным данным составила от 60 до 80 миллионов зрителей. Артисты, исполнившие как главные, так и эпизодические роли, стали не просто народными любимцами: они стали народными героями! Их интонации, жесты, словечки стали также народными. О них стали сочинять анекдоты. К ним стали относиться как к ближайшим родственникам. И до сих пор наши бабушки рассказывают, как пустели улицы всего СССР, когда из телевизоров раздавались первые звуки мелодии Микаэла Таривердиева. Главная особенность сериала как явления культуры: он входит в повседневную жизнь людей на тех же правах, как входят в нее соседи и родственники, как дождь и необходимость 1-го сентября отправлять детей в школу. Это уже не анализируешь. Просто принимаешь как данность.

2. «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» 1979-1985 год.

Василий Ливанов стал главным Шерлоком Холмсом в России, так же как Виталий Соломин превратился в Доктора Ватсона на веки вечные, пока будет существовать телевидение. И каждый год в январские праздники вся страна будет, не отрываясь, смотреть за приключениями двух отважных и немножко чудаковатых англичан. 11 серий, из которых получилось 5 фильмов, были сняли режиссером Игорем Масленниковым всего за 7 лет. В 1979 году вышли первые две картины, «Знакомство» и «Кровавая надпись», а в 1986 был доснят пятый, заключительный фильм – «ХХ век начинается». Интересно, что первоначально Масленников не собирался делать так много серий, но первый «Холмс» так понравился зрителям, что «Ленфильм» просто завалили письмами с требованиями продолжения. И так же, как когда-то Конан Дойл писал новые главы про Холмса «по просьбам читателей», так же и Масленников вместе с руководством студии приняли решение снимать все новые и новые «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» – по многочисленным просьбам телезрителей.

3. «Место встречи изменить нельзя», 1979 год. 

Пять серий, благодаря которым фамилии Жеглов и Шарапов стали так же известны в стране, как фамилия Пушкин и Сталин. Сами персонажи фильма, сыгранные Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным, превратились в народных героев почище Буденова и Кутузова, а   режиссер Станислав Говорухин вошел в сонм «олимпийских богов» советской кинорежиссуры. А мы, простые зрители, с момента премьеры «Места встречи» в ноябре 1979 года, стали делиться на тех, кому нравится опытный Жиглов, и тех, кто предпочитает идеалиста Шарапова. Подобно двум полюсам они являли собой все, о чем только могла мечтать женщина в Советском Союзе. Мужчинам оставалось лишь соответствовать одному из указанных образов.

4. «Тени исчезают в полдень», 1971 год

В начале 70-х на экраны советского телевидения вышел еще один телефильм, ставший мега-популярным у аудитории всех возростов. Как и в «Семнадцати мгновениях весны», в кинофильме «Тени исчезают в полдень» привычная советскому обывателю история была показана с совершенно неожиданной, прежде замалчиваемой стороны. Если в рассказе про Штирлица фашисты впервые в истории кино были показаны как умные и талантливые люди, то в «Тенях» советское село было показано глазами проигравших кулаков в сибирской деревне, которые до поры решили спрятаться под чужими паспортами и дождаться конца треклятой власти. Но шли годы, и годы, и годы (70 первых лет ХХ века – вот время действия этого сериала) и вот уже дети выросли, а власть все та же, и даже собственные дети ей уже верят. Через два года после телепремьеры фильм был показан в кинотеатрах, и его посмотрело рекордное количество зрителей. А в 1998 году ОРТ выпустил новую, 10-серийную версию старой ленты.

5. «Д'Артаньян и три мушкетера», 1979 год.

Конец семидесятых – самое хлебное для советских телефильмов время. Георгий Юнгвальд-Хилькевич увидел в московском ТЮЗе мюзикл «Три мушкетера» – и решил снять фильм. Снимал в 1978-м – пять месяцев, монтировал – три, а потом разругался с автором мюзикла Марком Розовским, который обвинил его в несогласованном изменении сценария, и больше года картина пролежала на полке. Но 25 декабря 1979 года сериал все же была показан по Центральному Телевидению. И с тех пор игра «в мушкетеров» – это самая любимая затея всех мальчишек, а Констанция – самый желанный образ для всех девчонок. В 90-х и 2000-х вышло три продолжения знаменитого телефильма Юнгвальда-Хилькевича, но ни одно из них успеха не имело.

6. «Сибириада», 1978 год.

Андрей Кончаловский начал снимать свою «поэму в шести сказах» по заказу председателя Госкино – нужен был фильм-эпопея про нефтяников к очередному съезду КПСС. Кончаловскому выдали пленку KODAK, которую закупали за границей для избранных, огромный бюджет, лучших артистов, аппаратуру и условия для съемок. И в 1979 году четырехсерийный художественный фильм Кончаловского «SIBERIADA» получил Гран-При Каннского фестиваля, саунд-трек фильма, написанный Эдуардом Артемьевым, выпустили отдельной пластинкой во Франции, а сам режиссер принял решение об эмиграции и уехал в Голливуд. Фильм же его в СССР продолжали показывать регулярно, и он оставался любимым долгое время. В Новой России судьба «Сибириады» сложилась не столь удачно как в СССР, и сейчас уже выросло целое поколение зрителей, для которых «Сибириада» − незнакомое слово.

7. «Следствие ведут знатоки», 1971-2003 год. 

И снова – госзаказ, на сей раз – МИДа, и его тогдашнего руководителя, Николая Щелокова, который проводил самые масштабные со времен войны реформы внутри советской милиции. И вот для «повышения престижа милиции среди населения» он придумал сделать телевизионный сериал, в каждой серии которого раскрывалось бы некое преступление. Идея министра была осуществлена с блеском: «Знатоки» шли с 1971 по 1989 год. Всего было сделано 22 фильма. Артисты, исполнявшие главные роли в фильме настолько сжились со своими персонажами, что даже на улицах стали откликаться на имена своих героев. Так Леонид Каневский рассказывает, что не мог пройти по улицам, не услышав: «Здрассте, Пал Палыч!». Песня же, которая звучала в первых 17-ти фильмах «Если кто-то кое-где у нас порой» − стала неофициальным гимном советской, в потом и российской милиции, а потом и полиции.

8. «Ну, погоди!», 1969 -2012 год.

Советский мультсериал, первый выпуск которого был показан 1 января 1969 года, а последний − спустя 43 года. Всего же было выпущено 20 серий, в каждой из которых примерный Заяц дурит (дает тумаков, разыгрывает, издевается, высмеивает и так далее) великовозрастного хулигана Волка. Зайца озвучивала Клара Румянова, Волка — Анатолий Папанов, чей голос сыграл немалую роль в возникновении самых теплых чувств, которое население огромной страны испытывало именно к Волку с его ярковыраженным асоциальным поведением, темным прошлым и дурными привычками.

9. «Гардемарины, вперед!», 1987 год. 

В конце 80-х вышла на экраны первая часть трилогии о гардемаринах – картина, успевшая  стать последней всенародно любимой в СССР («Гардемарины» вышли в 1988, а Союз рухнул в 1991-м). История, где все герои юны и отважны, а женщины красивы и нежны, история с погонями, переодеваниями, стрельбой и поцелуями, история о том, что нет ничего важнее России и любви, стала для нескольких поколений гимном и сказкой о том, как можно жить, как хочется жить, как нужно жить, если ты честен, талантлив и смел. Этот сериал про настоящих мужчин тоже, как и фильм о Штирлице, который сделала Татьяна Лиознова, сняла женщина – режиссер, а впрошлом – прекрасная актриса Светлана Дружинина. Главные роли в «Гардемаринах» сыграли Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков. Все они для массового зрителя так и остались «гардемаринами».

10. «Улицы разбитых фонарей», 1997-2013 год.

После развала Союза, а вместе с ним и всех структур, худо бедно отвечающих хоть за что-то, сериалы, как дело трудоемкое и дорогое, долгое время не снимались. Кроме того, эфир был заполнен западными дешевыми мыльными операми. Однако к концу 90-х и ситуация в стране немного выправилась, и назрела простая человеческая необходимость сделать сериал не про «их», а про нашу жизнь, про наших героев, какими бы они ни были. Этими героями стали четыре мента из сериала «Улицы разбитых фонарей». Не идеальные (какими были следовали из «Знатоков»), а реальные милиционеры, каждый из которых и выпить может, и с начальством поскандалить, но работу свою делает честно, выкладывается полностью.

11. «Бригада», 2002 год.

Единственный из снятых в Новой России сериалов, который можно называть культовым. Артисты, сыгравшие главные роли, получили такую популярность, которую до них имели лишь советские звезды. «Бригада» стала самым дорогим российским сериалом своего времени (от 250 до 300 тысяч долларов за серию), артисты в ней снимались первоклассные, сюжет (история банды, состоящей из четырех бывших одноклассников) со всеми его отсылками к классике мирового кино вроде фильм «Однажды в Америке», был актуален, сами персонажи вызывали у зрителей симпатии и восхищение. Все слагаемые успеха в «Бригаде» присутствовали. Занятно, что от съемок в продолжении «Бригады» почти все исполнители главных ролей отказались, так как не захотели становиться артистами «одной роли».

12. «Моя прекрасная няня», 2004 - 2009 год.

Первый и пока единственный стопроцентно успешный комедийный сериал, сделанный на российском ТВ пусть и по западным лекалам. История романа московского современного вдовца-богача Максима Викторовича (актер Сергей Жигунов, профессиональная судьба которого пока причудливым образом базируется именно на сериалах: началось все с «Гардемаринов» и потом, через 20 почти лет – успех «Няни») и няни его детей, «замкадыша» с украинским акцентом, прехорошенькой Вики в исполнении Анастасии Заворотнюк. Сериал показывают время от времени по разным каналам, и каждый раз – с успехом, потому что он действительно смешной, талантливый и абсолютно заслуженно успешный!

13. «Ликвидиция», 2007 год.

Актерский состав «Ликвидации» может дать фору команде «Места встречи изменить нельзя», история сопоставима с сюжетом братьев Вайнеров, Сергей Урсуляк, режиссер «Ликвидации» − вполне равномасштабен Сергею Говорухину. А Владимир Машков, исполнивший в «Ликвидации» главную роль – да простят меня поклонники Высоцкого! – сыграл своего Гоцмана не хуже, чем Высоцкий своего Жеглова. Эти два телефильма стали сравнивать сразу, с первой серии. А к концу первого показа стало понятно, что большая часть зрителей уже и не может сказать, какой фильм ей нравится больше – слишком хороша «Ликвидация», не признать это было просто невозможно, и слишком любим фильм «Место встречи изменить нельзя» (изменить эту любовь тоже уже было нельзя). Так что не будем сравнивать и мы. Просто будем смотреть и то, и другое!

 

Материалы по теме

Новости партнеров Реклама

Комментарии

, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка