«Зеленые» виды топлива: миф или реальность?

«Зеленые» виды топлива: миф или реальность?

«Зеленые» виды топлива: миф или реальность?
Есть ли альтернатива у бензина и дизеля?

Зеленые виды топлива - миф или реальность?
Транспортные средства на альтернативных (в современном понимании этого слова) видах топлива появились гораздо раньше, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В XIX веке в Европе, например, были широко распространены машины с паровым двигателем, а в 1841 году свет увидел первый электромобиль. Однако с изобретением двигателя внутреннего сгорания такие виды топлива, как пар или электричество, отошли на второй план – и вот уже почти два века человечество бьется над тем, как выжать максимум энергии из бензина или дизельного топлива.

Но если еще пару десятков лет назад ведущие мировые автопроизводители во главу угла ставили ходовые качества автомобиля, то сейчас появилась новая тенденция – забота об окружающей среде. Вот тут-то инженеры и «вернулись к истокам», вспомнили об альтернативных видах топлива, с которых, собственно, и начиналась история автомобилестроения. К тому же, разговоры о скором исчерпании нефти в последнее время ведутся все активнее, так что поиски альтернативного топлива становятся все более и более актуальными.

Если наши предки ездили на электрических автомобилях, чем мы хуже? Электричество с самого начала назвали одним из лучших видов альтернативного топлива. Вреда для окружающей среды – ноль, эффективность двигателя весьма впечатляющая, эксплуатационные расходы невысокие... Казалось бы, вот она – панацея! Однако на деле все оказалось не так просто. Первое и главное, чего требуют электромобили, – это инфраструктура заправочных станций. А ее создание – это дело длительное и весьма недешевое. Кроме того, и сама заправка, и замена батареи для автовладельца «влетят в копеечку». Словом, взять и разом перевести машины на электричество в погоне за экологичностью пока еще не удалось ни одной стране мира.

Тогда инженеры предложили еще один вариант – совместить «зеленые» технологии электромотора с преимуществами простого и привычного двигателя внутреннего сгорания. Получились так называемые «гибриды», которые сейчас есть в арсенале любого автопроизводителя (у одних пока на стадии проектов и концептов, у других – в серийном производстве). Первым массовым бензиново-электрическим автомобилем в мире стала Toyota Prius. Вот уже 6 лет эта машина присутствует на рынке, а гибридные технологии активно развиваются по всему миру. Однако широкого распространения Prius и его «собратья» пока не получили. Причин тому несколько: во-первых, высокая цена автомобиля по сравнению с бензиновыми или дизельными аналогами, во-вторых, добавочный вес машины (два двигателя вместо одного) и, как следствие, худшая динамика, в-третьих, отсутствие той самой инфраструктуры для подзарядки (в России, например, с этим совсем плохо). Кстати, статистика показала, что эффективность гибридного силового агрегата может проявиться только в условиях города с пробками и светофорами: на трассе при движении по прямой расход топлива у гибрида будет даже выше, чем у привычного авто.

Еще один вид топлива, который предложили в качестве альтернативы современные концерны - это водород. Многие из вас еще из школьного курса химии помнят, что при соединении с кислородом этот элемент дает обычную воду – именно она и является «выхлопом» автомобиля, а энергия, образующаяся при реакции, приводит машину в движение. Однако проблем с водородом еще больше, чем с электричеством: добыча и хранение этого газа – дело весьма дорогое и хлопотное, не говоря уж о строительстве специальных заправок.

Кроме того, если говорить о современных альтернативных видах топлива, то ни один из них не является на 100% безвредным для окружающей среды. Дело в том, что предприятия, занимающиеся производством водорода, или электростанции, дающие электричество, все равно загрязняют атмосферу. Причем делают это иногда в таких устрашающих объемах, что сводят на нет всю последующую статистику «зеленых» автомобилей.

Есть, конечно, и другие, менее распространенные виды альтернативного топлива. К примеру, биотопливо, которое получается из растительных или животных жиров. В разных странах его предлагают вырабатывать и из кукурузы, и из овса, и даже из... помета животных! Сырье проходит специальную обработку и превращается в топливо, которое (в чистом виде или в смеси с обычным бензином/дизелем) заливается в бак автомобиля. Естественно, пока производство подобного топлива ведется в минимальных объемах из-за высокой цены. Однако кто знает, может, когда-нибудь мы действительно начнем «кормить» наших «железных коней» овсом?

Ходят слухи, что один украинский умелец, житель города Харькова, создал машину, которая спокойно ездит на обычной воде. В Австралии уже много лет с успехом проходят соревнования автомобилей, питающихся исключительно солнечной энергией. А вот безымянный французский изобретатель предложил концепцию автомобиля, работающего просто на воздухе (правда, воздух для этого предварительно требовалось охладить до -100 градусов). Одним словом, при желании вариантов альтернативного топлива можно придумать очень много.

Однако, несмотря на такое разнообразие, бензин и дизель до сих пор остаются фаворитами мирового автомобильного рынка. Дело в том, что на данном этапе недостатки каждого вида альтернативного топлива значительно превышают их достинства, так что однозначной пользы просто не получается. Но наука и техника идут вперед семимильными шагами... И может быть через много лет наши потомки будут воспринимать бензиновый или дизельный автомобиль таким же пережитком прошлого, каким нам сейчас кажется старинный паровоз?

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню