Добавить
Домашние советы

За испорченный салатик ответишь!

Петр Образцов
Автор и эксперт раздела «Домашние советы»
Как вернуть в магазин испорченные продукты? Стоит ли требовать обмена просроченного товара? И что делать, если колбаса оказалась несъедобной, а товарный чек вы не сохранили?

Испорченные продукты

Каждому понятно, что скисшее молоко, вздувшуюся банку с килькой, посеревшую шоколадку, заплесневевшую колбасу можно вернуть в магазин, если срок годности продукта не истек. Конечно, мы всегда это проверяем, но увы, продавцы иногда идут на всевозможные ухищрения, чтобы скрыть некачественный товар. Например, старую колбасу можно перефасовать и наклеить этикетку с датой фасовки, а не изготовления. Что уж там говорить о полуфабрикатах, изготовленных в подсобке самого магазина! Только дома вы узнаете, что салатик-то скис.

Продажа опасных для здоровья продуктов питания – это подсудное дело, особенно если речь идет о детском питании. Но это уже дело правоохранительных органов, а нас интересует, как все-таки вернуть свои деньги или обменять испорченный товар на хороший.  

Впрочем, я бы не советовал требовать обмена. Единожды обманувшему вас продавцу веры уже никакой нет, лучше требовать возврата денег, а в дальнейшем полуфабрикаты в этом магазине не покупать. Так что займемся правилами возврата денег, а для начала определим, что такое эти самые продтовары. Согласно ст.2 закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», к продовольственным товарам относятся продукты питания в натуральном или переработанном виде, в том числе продукты детского и диетического питания, питьевая вода в бутылках, алкоголь, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки (я немного упростил текст Закона, но суть не изменил).

Согласно ст.18 Закона «О защите прав потребителей» (ЗЗПП), покупатель при обнаружении ненадлежащего качества продовольственного товара (например, салатик скис), вправе потребовать возврата денег. Добавим, что в отличие от непродовольственных товаров, продовольственный товар надлежащего качества (т.е. не испорченный) вернуть нельзя. Почему так? А с чего это вы вдруг решили вернуть нераспечатанный пакет апельсинового сока с не истекшим сроком годности?

Известно, что пищевые отравления – самые страшные. Подозревать покупателя в злодействе нехорошо, но приходится. Не хочу вас пугать, но несколько лет назад в США и Канаде конкуренты отравляли продукты питания и лекарства, вкалывая в них шприцем яд прямо в магазине. У нас до этого пока не дошло, но логику законодателя понять можно.  Да и продукт мог испортиться у вас дома даже без вскрытия упаковки и без вашего злого умысла – например, вы из-за спешки положили его не в холодильник, а на отопительную батарею.

Итак, купили вы пресловутый салатик, изготовленный в самом  универсаме и снабженный этикеткой со сроком годности, скажем, 3 дня. А сегодня – первый день. Дома попробовали и поняли, что есть эту гадость нельзя. В случае серьезного отравления вызывайте «Скорую». Получите справку об отравлении, и приехавшему врачу отдайте коробку с салатом – они передадут его на экспертизу. Результаты экспертизы и справку об отравлении отправляйте вместе с жалобой в Роспотребнадзор.

Но если до отравления дело не дошло, отправляйтесь обратно в магазин, чтобы вернуть деньги. Хорошо бы сохранить чек, но если он потерян, то закон позволяет сослаться на свидетельские показания, если вы покупали салат в компании приятельницы (п.5 ст.18 ЗЗПП).

Скорее всего, убоявшись неприятностей, продавец сразу вернет вам деньги. Но возьмем худший случай – он, видите ли, ничего не знает, старший менеджер на курсах по повышению квалификации, директор магазина на больничном, приходите в четверг на следующей неделе. Конечно, можно плюнуть на эти несчастные 150 рублей, но можно и деньги вернуть, и вдобавок наказать магазин за преступное отношение к здоровью соотечественников. Правда, это потребует затрат времени и нервов, а компенсация невелика − пока еще нам не удается в подобных случаях отсудить у магазинов по миллиону рублей за физический и моральный ущерб. Вот американская старушка, обжегшаяся кофе из «Макдональдса», получила по суду пару миллионов долларов, и только потому, что раньше на стаканчиках не было предупреждения «Осторожно, горячо!».

Итак, мы вступили в борьбу за свои права. Первое, что необходимо сделать – это потребовать жалобную книгу . Если книгу не дадут – пригрозите, что пожалуетесь в Роспотребнадзор, а они оштрафуют магазин на несколько тысяч рублей. Практически всегда это помогает, книгу принесут. В ней надо детально описать, на что жалуетесь и что хотите получить деньги обратно. Страницу с жалобой желательно сфотографировать. Укажите свой адрес и номер телефона – появившееся начальство должно пригласить вас на прием. Обычно в такой ситуации деньги возвращают. А если нет – пишите претензию в двух экземплярах, один отправляйте заказным письмом в магазин, второй оставьте себе. Отнесите салат в Роспотребнадзор на экспертизу (а до того храните салат в морозилке). С результатами экспертизы возвращайтесь в магазин, деньги скорее всего вернут, а магазин к тому же накажут рублем. Более того, за продажу испорченных продуктов хозяина/директора магазина могут и посадить в тюрьму года на два! Они откупятся, конечно, но уже это послужит для них уроком.

Но если и в этом случае деньги отдавать не хотят, подавайте на них в суд, только теперь уже требуйте деньги и за моральный ущерб, и за ваши хлопоты, причем просите несколько десятков тысяч рублей.

Я мог бы подробно описать, что надо представить суду и как себя там вести − какое составить заявление, в какой именно суд подавать и т.д., но сейчас это займет слишком много места. Не будем предупреждать события. Вот если не вернут деньги – другое дело, тогда все подробно и разберем. Можно вести дело самим, а можно и обратиться в ближайшую организацию по защите прав потребителей. Они с огромным удовольствием займутся вашим делом, причем задаром. Платить за их услуги придется продавцу, который по глупости так и не понял, что имеет дело с современным, грамотным и принципиальным покупателем.

Если вы столкнулись с недобросовестными продавцами, приобрели товар ненадлежащего качества или хотите вернуть платье неподошедшего размера, но не знаете как это сделать — присылайте нам ваши вопросы, и наш эксперт Петр Образцов ответит на них. Адрес для писем: info@domashniy.ru. В теме
письма обязательно укажите: «Вопрос эксперту».

Материалы по теме

Новости партнеров Реклама

Комментарии

, чтобы оставить комментарий
Вставить:
Добавить изображение
Укажите ссылку на фотографию:
Добавить видео
Укажите ссылку на видео:
Отзывы и предложения
×
Отзывы и предложения
Вы можете отправить найденные ошибки сюда. Если вы хотите, чтобы вам ответили - укажите свой e-mail.
Рассылка