Прокрастинация, или Как научиться не откладывать на завтра!

Прокрастинация, или Как научиться не откладывать на завтра!

Прокрастинация, или Как научиться не откладывать на завтра!
Люди склонны откладывать на потом самые разные вещи – от уборки до смены работы. А случалось ли вам до последнего тянуть с выполнением важных дел? Что же заставляет нас откладывать их в долгий ящик? И есть ли способы борьбы с «отлагательством»?

Прокрастинация, или Как научиться не откладывать на завтра!
Это явление носит название прокрастинации. По статистике, подобное состояние хотя бы раз в жизни испытывали 90% людей. Прокрастинация – это когда вы отлично помните, что у вас есть дело, которое необходимо выполнить, но по тем или иным причинам откладываете его. Нет, вероятно, рано или поздно за него возьметесь, но сделаете это в последний момент – и результат будет намного хуже, чем если бы вы приступили к решению загодя.

Почему мы откладываем «на потом»?

Как ни странно, отлагательства в большинстве случаев вовсе не следствие банальной лени. «На потом» откладывают дела и вполне трудолюбивые люди. В чем же причина?

• Дело кажется слишком сложным. Когда представляешь, сколько усилий придется затратить на его выполнение – становится страшновато.

• Задача совершенно незнакома и непривычна. И вы даже не представляете, с какой стороны за нее взяться.

• Обратный вариант – вы выполняете привычную работу. Выполняете давно, на совесть… Но вам уже не так интересно. И потому всеми силами пытаетесь отсрочить выполнение очередного задания.

Какой бы не была причина, результат один – важное дело откладывается на неопределенный срок. А вместо этого вы занимаетесь совсем другими вещами. И тут есть два варианта:

1. Когда вы заменяете выполнение важной задачи приятными делами.
2. Когда выполнение важной задачи заменяется делами полезными.

Если подменяете важное приятным, вы, по сути, теряете время. Откладываете неприятное занятие всего на несколько минут, чтобы заглянуть в интернет или посмотреть телевизор… А вечером обнаруживаете, что даже не можете вспомнить, чем занимались целый день.

Если же подменяете важное полезным, ваши дела обстоят несколько лучше. Вы столько сделали за день – теперь и дома порядок, и еда приготовлена, и цветы политы, и белье выстирано… Конечно, этот вид прокрастинации более результативен. Но результат от этого не меняется – важное дело не сделано.

Почему это плохо?

Даже если вы переделали за день кучу дел – вы все равно помните о том, что главное осталось не сделанным, и это вызывает у вас чувство вины. Во внутреннем диспетчере задач остается незавершенный процесс. И это не дает вам расслабиться, отдаться отдыху, заняться семьей…

Кроме того, даже единожды отложенное дело расхолаживает, побуждает откладывать и другие ради менее неприятных занятий. А если незавершенных дел накопилось много – тут уже недалеко до невроза или депрессии.

Продуктивная прокрастинация

Но прокрастинацию не стоит однозначно причислять к негативным явлениям. Это некий сигнальный маячок. Отлагательство – признак внутреннего протеста. Если какое-то дело бесконечно откладывается, значит, вы не испытываете внутренней потребности в его выполнении. Возможно, не стоит мучать себя? Подумайте, есть ли у вас возможность отказаться от выполнения данной задачи или передать ее кому-то другому?

Но предположим, что у вас есть серьезные причины для того, чтобы выполнить эту работу самостоятельно и в срок. А начать надо прямо сейчас. Вот только как?..

Как приступить к делу?

На самом деле, все просто: начните!

1. Большой путь начинается с маленького шага. Если вам необходимо подготовить проект или написать диплом – вам совсем не обязательно делать все за один присест. Для начала достаточно найти необходимую информацию. Это ведь совсем простая задача, верно?

2. Очень полезным оказывается составление плана. Чтобы сделать вот это, нужно следующее… Расписав выполнение дела по пунктам, можете с удивлением обнаружить, что в нем нет ничего пугающего или сложного.

3. Планируйте время. Пусть у каждого этапа задачи будет свой срок. Это дисциплинирует и позволяет сделать работу более эффективной.

4. Если вас угнетает необходимость следовать распорядку, попробуйте обратный подход – планируйте не дела, а все остальное. Распишите время на сон, приемы пищи, отдых, хобби… Таким образом, работа окажется как бы «свободным» временем, что, с одной стороны, легче психологически, а с другой – позволяет увидеть, сколько времени вы на самом деле тратите на рабочий процесс.

Если негативные эмоции по отношению к стоящей перед вами задаче  все еще остаются, проговорите их про себя. Поймите, почему вы откладываете ее решение. Боитесь неудачи? Вам кажется, что не справитесь? Опасаетесь негативной реакции других на ваши действия? Проговаривая свои страхи, вы избавляетесь от них.

Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда вы откладываете работу потому, что она стала для вас скучной. Вероятно, это дает о себе знать синдром выгорания. Вернуть интерес к работе помогает отпуск. Смените обстановку и отдохните как следует – и уж это точно не стоит откладывать на потом!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню