Безобидное прозвище или оскорбление?

Безобидное прозвище или оскорбление?

Безобидное прозвище или оскорбление?
Для ребенка прозвище, данное ему в детском коллективе, порой становится настоящей катастрофой. Все ли так ужасно на самом деле?

Второе имя или оскорбление?
Вы узнали, что вашему ребенку в школе, во дворе или в компании придумали прозвище. Оно обидное, забавное, дружеское? Чтобы понять, является ли это проблемой, необходимо выяснить его происхождение и поговорить об этом с ребенком.

Разберемся с тем, откуда появляются прозвища.

Чаще всего прозвища связаны либо с особенностями внешности ребенка, либо производное от фамилии В некоторых случаях прозвища придумывают исходя из особенностей поведения или характера, или они закрепляются после какого-то единичного яркого поступка ребенка.

Причины появления прозвищ в школьном классе или другом детском коллективе обычно связаны с моментами формирования иерархии в коллективе, распределением ролей, определением каждым ребенком своего места, выявлением лидеров и аутсайдеров. Этот процесс происходит в любом коллективе и может принимать не самые лицеприятные формы, особенно если идет стихийно, без контроля и направления со стороны взрослых (педагогов, воспитателей, тренеров). Дети самоутверждаются, придумывая другим обидные прозвища, проверяют, сколько ребят поддержат их «начинание», формируют группировки внутри коллектива.

Однако не всегда появление прозвищ связано с осознанным желанием унизить или обидеть. На самом деле, дети зачастую более наблюдательны, чем взрослые, они отмечают различные особенности внешности и характера друг друга. А будучи менее тактичными или более прямолинейными, чем взрослые, сразу придумывают новые обращения друг к другу. Называя друг друга Рыжим, Тихоней или различными производными от фамилий, дети не всегда ставят цель обидеть. И надо признать, что реагируют особенно болезненно на такие достаточно нейтральные обращения те дети, у которых есть трудности с принятием себя, неуверенность в себе.

Родители могут помочь ребенку, переживающему из-за того, что сверстники придумали ему прозвище.

• Разберитесь сами, почему ребенку придумали именно это, а не иное прозвище. Иногда это сигнал к тому, над чем стоит поработать – объективнее посмотреть на поведение ребенка. Например, чадо могут дразнить за то, что он неряшливо одет, часто дерется или ябедничает. Если же прозвище касается каких-то особенностей внешности, важно направить усилия на принятие ребенка себя таким, какой он есть.

• Обратить внимание нужно и на то, от кого исходит прозвище. Если ребенок оказался в классе в изгоях и его дразнят все кому не лень, необходимо срочно вмешиваться в ситуацию и выправлять ее в коллективе с помощью учителей и школьного психолога. Иногда же прозвище возникает в отношениях с конкретным ребенком, и тогда нужно помочь своему отпрыску разобраться, чего добивается обидчик. Бывает так, что добивается он лишь привлечения внимания или таким неуклюжим образом выражает свои симпатии.

• Если прозвище образовано от фамилии, то это может стать поводом поговорить о понятии рода, семьи. Расскажите ребенку о том, что практически все фамилии образованы от каких-то слов, имевших какое-то отношение к роду в древности. Например, Кузнецовы, наверняка, работали в кузницах, Берестовы, возможно, делали изделия из бересты и так далее. Пофантазируйте о том, чем могли заниматься ваши предки и откуда произошла ваша фамилия. Поделитесь тем, что и вас, и ваших родителей в детстве дразнили похожим образом, но это совершенно не обидно.

Учите ребенка более спокойно реагировать на прозвище. Лучший вариант – игнорировать его. К примеру, после нескольких обращений «Эй, жирдяй», можно повернуться и сказать: «Ты мне, что ли? Меня Костя зовут». Чем спокойнее будет реакция, тем бесполезнее провокация и тем меньше вероятности, что прозвище закрепится.

• Во многих случаях помогает искренний разговор с зачинщиком. Простые искренние слова: «Знаешь, мне обидно без конца это слышать» или «А тебе самому приятно, когда тебя обзывают?», как ни странно, способны изменить ситуацию.

• Для дошкольников и младших школьников особое магическое значение имеют так называемые «отговорки» (например, «кто обзывается – сам так называется»). Можно вспомнить подобные отговорки или придумать свои, для ребенка в этом возрасте они действительно играют роль защитной стены.

• Для подростков же более важно найти плюсы в тех чертах, за которые получено прозвище. Для этого полезно поискать информацию об известных людях, обладавших такими же особенностями внешности.

• Если ситуация серьезна и справиться самостоятельно с ней не получается, обязательно обратитесь к школьным педагогам и психологам. Оскорбительные прозвища и травля должны пресекаться на корню, дабы не становиться нормой отношений в классе или в любом детском коллективе.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню