Дошкольник и время: 15 способов подружиться

Дошкольник и время: 15 способов подружиться

Дошкольник и время: 15 способов подружиться
Время нельзя потрогать, взять с собой, разделить пополам или куда-то спрятать. Для детей оно одно из самых трудных понятий для усвоения. Как же помочь разобраться?

Дошкольник и время
Само по себе понятие «время» относится к категории математических представлений и является объемной ее частью, включающей в себя знакомство не только со временем на часах, но и днями недели, частями суток, временами года и месяцами, понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», «до» и «после», взрослением человека, ростом растений и животных, формирование так называемого чувства времени и умения его грамотно распределять и беречь.

Помочь ребенку быстрее и лучше освоить временные понятия помогут наши советы:

1. Приобретите календарь природы и часы с подвижными стрелками. Их можно найти практически в любом магазине для дошкольников. На календаре природы отображают число и день недели, месяц, температуру за окном, погодные условия, праздники, времена года. Такая наглядность помогает детям лучше понять пока еще абстрактные для них временные категории.

2. На часах вы будете тренироваться определять время - сначала вы показываете ребенку тот или иной час, затем просите его самого показать, задуманное вами или им самим время. На действующих часах отмечайте, когда вы садитесь обедать и ложитесь спать, время ухода в сад или на работу и возвращения домой.

3. Активно используйте в повседневной речи названия дней недели, месяцев, времен года, таких понятий как «вчера», «сегодня», «завтра», частей суток.

Например: «Сегодня ты идешь в садик, а завтра мы пойдем к бабушке». А завтра напомните ребенку про вчерашний разговор; «Помнишь, вчера я говорила тебе, что сегодня мы пойдем к бабушке? Вот мы идем». Или за завтраком спросите ребенка: «Какой сегодня день недели? – среда. А вчера, какой был? Вчера был вторник, а завтра будет четверг! А какая за окном погода? Правильно, тепло, светит солнышко, можно купаться. Это какое время года? Лето!»

4. Используйте игрушки: с их помощью ребенок может показывать определенные действия, выполняемые в ту или иную часть суток (утром– зарядка, вечером – чистить зубы и спать). Или же пусть малыш учит своих «подопечных», рассказывая им, что спать нужно ночью, обедать и играть днем; напоминает какой сегодня день недели и месяц года.   

5. Течение времени помогает понять отрывной календарь. Пусть ребенок сам или с вашей помощью отрывает каждый вечер по листочку. Комментируйте: «Вот прошел еще один день. Был понедельник 8 июля, а стал вторник 9».

6. Кроме отрывного календаря купите домой несколько разных – настенный, перекидной, настольный, карманный. Помогайте ребенку находить нужный день. Расскажите, что календари нужны, чтобы можно было спланировать то или иное событие в нужный день в году, отметив его в календаре.

Олеся Гаранина

педагог-психолог

7. Сами пометьте предстоящие семейные события или даты рождения малыша и других членов семьи. Подсчитывайте или просто смотрите, сколько дней недели осталось до этого события.

8. Покажите малышу свои и его детские фотографии. Такой способ помогает понять, что идет время, люди меняются, растут. Расскажите, что и вы были такими маленькими. Отмечайте этапы взросление ребенка: он уже сам достает до выключателя, может дотянуться до кнопки в лифте и пр.

9. Знакомьте малыша в доступной для него форме с достижениями современной науки и техники. Рассказывайте, как раньше люди жили без машин и электричества, а сейчас достаточно одного звонка по скайпу, чтобы увидеть того, кто находится далеко от вас.

10. Придумайте специальные режимные моменты, которые будут делаться только утром или вечером, а также в определенные дни недели. Например, по пятницам вы всей семьей смотрите мультик, по вторникам ходите на рисование, по субботам гуляете в парке.  Так ребенок сможет отследить цикличность дней недели.

11. Расскажите ребенку про песочные часы, научите пользовать ими и  поэкспериментируйте, пробуя узнать, что можно сделать за 1 минуту, за 5, за 10. Засекайте время, чтобы убрать игрушки или почитать книжку.

12. Объясняйте ребенку последовательность событий, что было сначала, а что потом – сначала построили фундамент дома, а потом стены, крышу и получился дом; сначала купили ткань, а потом сшили из нее платье; сперва посадили семена на грядку, а через какое-то время из них выросли растения.

13. С детьми постарше можно отслеживать рост домашних растений или цветов на клумбе возле дома или на даче.

14. Говорите с ребенком про время - зачем нужно знать его вообще, зачем оно человеку: чтобы успеть на поезд, не опоздать в гости или в кино, не пропустить свой день рождения.

15. Читайте литературу, в которой в той или иной степени затронуты вопросы времени: «Часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак, «Серая Шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Времена года» В. Сутеев, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «Песочные часы» В. А Каверин, «Сказка среди бела дня» Г. Ягдфельд и В. Виткович, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

Хороших вам часов!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню